Санкт-Петербургская Региональная общественная организация "Объединение добровольных спасателей ЭКСТРЕМУМ"
Главная \ Via ferrata - "железная дорога" в вечность.. Рассказ о одном приключении 2013 года в Италии. (Р. Лаврухин)


Hide details for О насО нас
В прессе
Награды и отзывы
Направления деятельности
История
Структура
Документы
Контакты
Как стать членом?
Помочь нам
Форум
Show details for НовостиНовости
Hide details for ОбучениеОбучение
Курсы спасателей
2. Программа курсов МЧС
2а. Список текущих групп
Онлайн тесты
Обучение ПСР
Hide details for Спасотряд ЭКСТРЕМУМСпасотряд ЭКСТРЕМУМ
Состав спасотряда
Кинологическая служба
Hide details for Программы деятельностиПрограммы деятельности
Поиск людей в лесу
Дежурство на мероприятиях
Спасение животных
Пожарная команда
Hide details for Для членов спасотрядаДля членов спасотряда
Служеб. раздел
Волонтерам
Спасработы
ЦУКС
Мероприятия
Hide details for Полезные материалыПолезные материалы
Медицина
Спасение
Выживание
Снаряжение
Разное
Hide details for Общественные программыОбщественные программы
"СТРЕЛКИ"
Hide details for В КонтактеВ Контакте
Extremum
Кошкиспас
English









      Нам помогают:





    Частные лица:




16.11.2013
Via ferrata - "железная дорога" в вечность.. Рассказ о одном приключении 2013 года в Италии. (Р. Лаврухин)

http://www.vivekayantra.org/world/via_ferrata

автор Роман Лаврухин
(публикуется с разрешения автора)

Via ferrata

ФОТО К РАССКАЗУ В ХОРОШЕМ КАЧЕСТВЕ

Via ferrata – благозвучное итальянское слово... в альпинизме так называется скалолазная трасса, оборудованной стальным тросом. В переводе на русский термин примерно означает "железная дорога" или "железная тропа". Via ferrata предназначена для сохранения жизней альпинистов, но в этом мире все перемешано, и по "железной дороге" можно легко уйти в вечность, как рассказывает следующая история.

Имея некоторый опыт экстремального туризма, я никогда прежде не был высоко в горах. Этот пробел я решил восполнить на родине альпинизма, справедливо полагая, что строгая старушка Европа не позволит своим внукам набить синяков. Было намечено несколько маршрутов с поэтапным набором высоты до 4000 метров. Нужно было понаблюдать свое самочувствие и посмотреть, как "работает" одежда и снаряжение. Поэтому когда бармен сказал, что погода портится, я искренне обрадовался и ответил ему: "Ну и отлично, это должно быть интересно!".

В горах все по-другому. На высоте другой состав воздуха, иначе переносятся нагрузки, более резко меняются погода. Ветер носится от вершины к вершине. Когда едешь на машине, от перепада давления закладывает уши, а пустые пластиковые бутылки в салоне с грохотом сжимаются по мере уменьшения высоты.

(*) Виньетта – документ об оплате специальной дорожной пошлины, клеится на лобовое стекло и разрешает проезд по автомагистралям в Австрии и Швейцарии. В Германии и Франции проезд свободный. В Италии оплата производится по факту проезда в зависимости от пройденного расстояния. Во всех странах вне зависимости от наличия виньетты может взиматься существенная плата за проезд по тоннелям. Некоторые дороги в Альпах имеют разрыв, который преодолевается по железной дороге за отдельную плату. Выглядит это так http://youtu.be/ffdJLWDmgR0

Кстати, с машиной очень повезло в тот раз. BMW делает дьявольски притягательные машины. Была заказана другая марка, попроще, но ее не оказалось в наличии, поэтому прокатная фирма выдала без доплаты совершенно новую X3 xDrive с люком, навигационной системой и швейцарской виньеттой (*) в придачу. Бэха грустно тащилась в экономичном режиме с расходом 10 л на сотню, но в режиме "Спорт" наружу вырывался по-настоящему звериный характер. Это позволяло быстро перемещаться по горным дорогам, где короткие прямые участки чередуются с крутыми поворотами и подъемами. Но был у нее один недостаток – удобный ящичек как раз для мобильного телефона, из-за чего я постоянно забывал его.

Первый подъем был на высоту порядка 2700 метров. По плану была канатная дорога, но она оказалась закрыта в сентябре, т.к. работает зимой для горнолыжников. С собой было все необходимое для ночевки, поэтому изменения в маршруте меня не тревожили. Зато с террасы также закрытого на лето ресторана открывались потрясающие ночные виды на долину и городок Cortina d'Ampezzo.

Следующий подъем по плану был на вершину Piz Boe высотой 3152 м. Место оказалось, что называется "попсовое": доставка фуникулером, рестораны, домики для ночевки в горах, дорожки "для бабушек" и прочие прелести цивилизации. Прямо скажем, место не в моем вкусе, но цель была – побывать на определенной высоте, и я решил не отступать от намеченного плана. У подъемника раздавали туристический буклет с картой местности (фрагмент карты см. ниже). Красивые картинки, все рестораны и горные приюты с телефонами, но нет расшифровки условных знаков. Ни к чему они, и так все понятно.

Как обозначается via ferrata, я уже знал по первой своей вылазке – значком "++++++". И знал, что двигаться по ней довольно легко даже с полным рюкзаком – немногим сложнее, чем идти по ступеням лестницы. На всякий случай я спросил у служащего, насколько сложен этот путь, ткнув пальцем между точками 4 и 5 на карте. Он ответил, что сложно в другом конце карты, а конкретно эта тропа довольно простая.

Было теплое солнечное утро. Поднявшись фуникулером для экономии времени (из точки 1 в точку 2), я успевал сходить на Piz Boe (точка 3) и до вечера спокойно спуститься "по крестикам" (точки 4-5). Поскольку маршрут был предельно простой, а место очень обжитое и приспособленное для "легкого" туризма, я решил идти налегке. Снаряжение для ночевки в горах я оставил в машине, а взял лишь минимальный набор вещей, необходимых в любой вылазке на природу: нож, фонарь, аптечка, пенка для сидения, немного продуктов и вода. На всякий случай кинул в рюкзак запасную флиску и верхние непромокаемые брюки. Горы все-таки.

Наверху в горах сеть размеченных тропинок, несколько постоянно обитаемых баз, где можно заночевать и перекусить. На одной из баз в кадр попало совершенно круглое животное – небольшая свинка, которая носит потомство. Она спокойно прогуливалась, рыла носом снег, общалась с туристами. Туристы были в восторге от этого существа, чем-то угощали ее, улыбались и говорили ей комплименты. В общем, создали атмосферу восторга, которая возникает, когда в семью приносят котенка. Свинка на самом деле была очаровательна, но все это происходило прямо напротив жаровни (см. снимок). С ее стороны это было так же наивно, как подло со стороны людей.

Горные тропы бороздили караваны туристов всех возрастов. Российскому человеку несколько непривычно, когда каждый встречный улыбается и говорит тебе радостно "привет". Понятно, когда скитался неделю в лесу, от волков прятался, от медведя убежал, а потом людей встретил. Вот тогда по одному твоему "привет" все поймут, что с тобой происходило за последнюю неделю. А здесь люди один за одним выдают тебе стандартную обертку от общения, и не останавливаясь, идут дальше своей дорогой. Через минуту они забудут, что вообще тебя видели, и зачем, спрашивается, сотрясать воздух впустую?

Всех добравшихся до вершины Piz Boe ждет приятный сюрприз – горный приют, где готовят ароматный какао с шапкой из сливок. Будучи внизу даже не посмотрел бы на это, в общем-то банальное, угощение, но в горах все по-другому. Камни убегают из под ног, ветер ищет, где бы погреть свои холодные руки, крутой подъем сквозь облака. Идешь, сопишь и тут на тебе – счастливые люди с бело-шоколадными стаканами в руках. Так просто оказывается радоваться, нужно только вылезать иногда из оболочек, которые защищают нас от жизни, и самые обычные вещи вдруг наполняются совершенно новым качеством.

Пора вниз, но тропу не удается найти (точка 4 на карте). Нет ни указателя, ни следов, и только по форме трека в навигаторе я нахожу примерное направление. Вокруг были пустынные марсианские пейзажи, и приятным сюрпризом стали живые цветы среди снега и камней. Я всегда фотографировал их для Kitti.

В тумане сверкнули каски и звякнуло железо – двое только что поднялись и стали снимать свои страховочные системы. Ничего особенного не сказали. Я удивился, что они почти без вещей на ночь глядя, но они объяснили, что будут ночевать в горном приюте.

Перед спуском записал небольшое видео. Уже в тот момент в голове почему-то зазвучала "Sonne". Видимо, эта музыка хорошо отражает энергетику того места. Странно, при чем здесь Солнце? Его и близко тут нет.

Начало трассы выглядит довольно сурово, но на самом деле спуск не составляет большого труда. Ощущение высоты может кого-то смутить, но это дело привычки. Вдоль тропы проложен стальной трос, пристегиваешь страховку и спокойно идешь себе, наслаждаешься прекрасными пейзажами с высоты птичьего полета. Местами нужно карабкаться, но скала имеет наклон и многочисленные ступеньки, поэтому преодолевается без каких-либо проблем даже с рюкзаком за плечами. Все было в точности так, как я уже знал по своей первой вылазке два дня назад.

Со временем сложных участков становилось все больше, но уже набран определенный ритм движения, и ты не обращаешь внимания на трудности и усталость. Отдыхаешь немного, карабкаешься дальше. Пройденный путь казался бесконечным, и выход на обычную тропу должен был быть совсем близко. Нужно отметить, что неровности рельефа скрывают от путника всю длину трассы, видишь очень ограниченный короткий участок. Показания навигатора тоже не сильно помогают, т.к. при крутом вертикальном спуске твой трек становится похож на клубок спутанных ниток.

Через несколько часов пути я увидел внизу совершенно ровную площадку, до которой оставалось каких-то 6-8 метров отвесной скалы. Это было похоже на конец трассы, и я бодро двинулся вниз. Участок был сложным, и пришлось реально потрудиться. У самой земли трасса пролегала через узкую щель в скале, и рюкзак за плечами помешал прохождению. На весу пришлось снимать его и спускать впереди себя на карабине. По достижении земли появилось такое прохладное ощущение, что обратного пути у тебя нет.

Подойдя к краю площадки, вместо тропы я увидел бездну, и трос вел прямо вниз. Короткая прогулка превратилась на ровном месте в совершенно ненужное приключение. В голове был обед и переезд к следующей точке маршрута, скалодром не входил в мои планы никоим образом. Трудно сказать, куда именно было направлено пришедшее в тот момент легкое раздражение. То ли к себе, который забрался, куда не следовало. То ли к служащему фуникулера, который назвал эту трассу легкой. То ли к организаторам всего этого хозяйства, которые не поставили никаких предупреждающих знаков. В итоге оно было направлено в никуда, просто так получилось, и с этим нужно было что-то делать.

Поскольку ситуация непростая, и перспективы ее разрешения туманны как и воздух вокруг, я решил позвонить спасателям. Нужно было заявить о потенциальном риске и, возможно, получить рекомендацию в отношении дальнейших действий с учетом прогноза погоды. Ужас в том, что телефона со мной не оказалось. Было неприятно это осознавать, но, судя по всему, я опять забыл его в машине.

Вариант вернуться наверх и добраться до приюта на Piz Boe в тот момент казался абсолютно нереальным и даже не рассматривался. Таким образом, оставались две возможности: оставаться на этой площадке на ночлег или продолжить спуск. Оборудование для ночевки я с собой не брал, и трудно было сказать, что будет ночью с погодой. С другой стороны, было еще светло, и погода позволяла достичь большой земли до наступления темноты. С края площадки отчетливо различалось подножие скал, т.к. стена была практически отвесной. Подобные вертикальные стенки уже встречались мне на пути, и я довольно бодро их проходил. Одна беда – подходя к краю пропасти, руки и ноги переставали слушаться и дрожали от страха.

Страх – очень полезное качество животной природы человека, во многих случаях он позволяет спасти жизнь и здоровье. Но человеческая природа может оказаться сильнее, и тогда человек способен совершить вещи, на которые не способно ни одно животное. Я отчетливо вижу цель внизу, я вижу путь, у меня есть все возможности, чтобы его пройти. Какой к черту может быть страх? В подобной ситуации очень важно сохранить самоконтроль. Никакие вещи и оборудование не помогут, если человек не в состоянии ими воспользоваться.

Дальнейший спуск был очень трудным и продвигался медленно. Часто приходилось отдыхать и снимать напряжение с рук. Двигался предельно осторожно, просчитывая каждый шаг. Было четкое понимание, что ни в коем случае нельзя допустить срыва и травмы. Поврежденная рука или нога делают человека неподвижным, боль помешает принимать верные решения, а нарушенное кровоснабжение позволит холоду навсегда забрать часть моего тела.

Для экономии сил, я сбрасывал рюкзак на один пролет трассы вниз на карабине, а затем спускался сам. С каждым шагом рюкзак казался все тяжелее и тяжелее. В какой-то момент я подумал о том, чтобы сбросить его на землю, но вовремя остановился. Я не мог быть абсолютно уверен, что трасса доходит до самой земли без разрывов, хотя сомневаться в этом оснований также не было. В критической ситуации, любой предмет может сыграть решающую роль в выживании. Даже фотоаппарат, казалось бы, совершенно бесполезная в этом деле вещь, может вас спасти. Дело в том, что фотовспышка в сотни раз ярче любого фонаря. Чтобы вас нашли в труднодоступном месте, используйте фотовспышку. Из этих соображений я продолжал тащить свой рюкзак.

Оставалось пройти всего около десяти этажей, когда пошел дождь. Учитывая накопленную усталость, мокрые скользкие камни и плохую видимость, продолжать спуск стало слишком опасно. К счастью, в трех метрах ниже я увидел небольшую ступеньку, на которой можно было уверенно стоять. Вдоль нее на уровне пояса проходил трос, и можно было надежно зацепиться страховкой. Рядом в скале была небольшая ниша, в которую можно было убрать рюкзак или сложиться самому в три погибели. Я решил ночевать в нише, а утром с новыми силами продолжить путь. Мысленно сказал спасибо разработчику трассы, проложившему путь именно здесь.

Теперь нужно было защититься от воды и сохранить тепло. Какая хорошая привычка, брать немного больше вещей, чем это требуется по плану! Непромокаемые брюки я догадался надеть еще наверху, в моем текущем положении это сделать было бы крайне проблематично. Надевание носков превратилось в сложнейшую операцию. Нужно было все делать крайне аккуратно, т.к. любая непристегнутая вещь почти наверняка улетает вниз, а потерянный носок в случае заморозков может привести к потере ноги.

Нужно таже понимать, что в экстремальной ситуации каждая калория – это шанс на выживание. Без энергии человек становится куском мяса или, как сейчас говорят, овощем. Энергия тратится на движение, на обогрев тела, на высушивание мокрой одежды. Поэтому нужно исключить все лишние нагрузки, охлаждение и влагу. В этом плане верхняя ветро- влагозащитная одежда просто незаменима. И обязательно нужно иметь с собой энергоемкие продукты, такие как орехи и сухофрукты.

Когда дождь прекратился я смог надеть запасную флиску и затолкать ее под поясной ремень страховочной системы. Со вторым слоем одежды стало теплее, и настроение заметно улучшилось, хотя я оставался прикован к скале на значительной высоте. Я размышлял о том, как напишу эту историю с анализом всех правильных и неправильных решений. Вспомнил легенду о Прометее, фильм "Кукушка", историю про кузнеца, которую слышал несколько дней назад в замке Hohenwerfen. Кузнеца держали в сыром подземелье 15 лет за помощь восставшим крестьянам. Он выжил и стал святым. Это значительно прибавляло бодрости.

Вдали зажглись какие-то огоньки, изредка светили фары машин. Покричал. Помигал фонариком в туман. Потом еще покричал. Потом решил, что "help me" звучит как-то неубедительно и покричал матом. Невелик грех – все равно никто не слышит. Подумал, как хорошо быть мужчиной – не нужно снимать страховку из-за мелких потребностей. Меня не сильно беспокоило, что нет связи, и мой крик до сих пор никто не услышал. Я был на южной стороне и ожидал, что с рассветом скала высохнет, и я легко пройду оставшиеся 30 метров. Но, видимо, не для этого меня сюда занесло.

Ближе к утру резко похолодало. Снова прошел дождь, за ним снег, и началась настоящая зима. На стальном тросе выросли новогодние гирлянды сосулек. Одежда уже не спасала, приходилось постоянно двигаться, перчатки моментально примерзали к тросу. Мокрая одежда и рюкзак стали деревянными. Небо покрылось тяжелыми тучами, точнее сказать, я был внутри этих туч. Видимость стала вообще нулевой. Надежда была только на появление Солнца.

"Eins - Hier kommt die Sonne

Zwei - Hier kommt die Sonne

Drei - Sie ist der hellste Stern von allen

Vier - Hier kommt die Sonne..."

Сижу на скале более 12 часов, не могу двигаться, не могу вызвать помощь, замерзаю. Сколько времени сохранятся заморозки? День? Неделю? Месяц? Может в этих краях началась зима, и мне сидеть тут до весны? В этот момент я реально осознал угрозу для своей жизни – самое подходящее время, чтобы о ней подумать.

Подумал о том, что собирался сделать и теперь уже не сделаю. Подумал про маму, которая нуждается в моей заботе. Подумал про свою Родину, которая задыхается от жуликов и воров при власти. Еще подумал, что расстроится Kitti. Ведь мы написали друг другу всего несколько писем, и теперь она не узнает, почему я вдруг пропал.

Почему люди вообще боятся смерти? Странный вопрос, ведь все живое стремится к жизни, к сохранению своего рода, это важнейшее свойство, которое двигает эволюцию. Каждое существо выполняет свою роль в сложном организме планеты, его жизнь необходима для того, чтобы Земля не превратилась в пустыню. И каждое существо что-то берет у Природы, равноценно возвращая ей.

Хорошо ценить жизнь, когда знаешь зачем она тебе дана, но мало кто задумывается об этом всерьез. Чтобы не уходить далеко от основного рассказа скажу одну простую вещь. Большое счастье, когда можешь спокойно встретить смерть, когда чувствуешь себя готовым к встрече с неизведанным, когда нет волнений о совершенных ошибках и нет боязни расстаться с плодами своей суетной жизни.

Я не хочу сказать, что все делал правильно, скорее, наоборот. С каждым годом, с каждой прочитанной книгой открываешь для себя новые стороны своих прежних решений и поступков. Осознание ошибки – первый шаг к ее исправлению. Представим, учились вы в студенческие годы играть на гитаре и записали соло своей любимой песни. Тогда эта запись казалась вам совершенной. Если она осталась для вас такой же через 5 лет и через 10, то вы нисколько не продвинулись в музыке за это время. С пониманием жизни та же история. Если оно не меняется в течение длительного времени, вам стоит задуматься о подаче заявки о причислении к лику просветленных.

У меня менялось, и снова предстояло осознать много новой для меня информации и фактов, поэтому было особенно удивительно встретить финал прямо сейчас. Не было страшно, было именно удивительно, т.к. никоим образом не укладывалось в логическую цепочку событий последнего времени. Можно, конечно, признать отсутствие в жизни вообще всякой логики и представить себя случайным сплетением органических молекул, но жизненный опыт отвергал этот вариант.

Наступил ключевой момент во всей этой истории. Осознание нелогичности происходящего дало абсолютную уверенность в том, что ситуация благополучно разрешится. Так же ясно, как встретив острый момент в книге, заглядываешь в конец, чтобы узнать, выживет главный герой или нет. Именно эта уверенность и побудила меня еще раз поискать телефон, хотя лезть скрюченными руками в промерзший рюкзак мне совсем не хотелось. Что удивительно, он оказался на своем обычном месте. Именно там, где я вчера искал его...

Через несколько часов небо прояснилось, и за мной прилетел спасательный вертолет. Один из карабинов, которыми я был пристегнут к тросу, замерз, и его заклинило. Теперь он висит там с куском обрезанной веревки в память об этой истории.


Черновик записан 18 сентября 2013 года на следующий день после спасения.


Следующий день временами был солнечным, и к вечеру снег стаял. Мне очень хотелось увидеть свое убежище с земли, и узнать, как выглядит продолжение трассы. Я пошел тропой, по которой планировал вернуться накануне. Горы, приютившие меня вчера, издалека выглядели как стены гигантского замка.

Задолго до скалолазной трассы на тропе стоял щит с грозной надписью, и еще такой же был прибит к скале в начале трассы:

VIA ATTREZZATA AL PIZ BOE
CESARE PIAZZETTA

DIFFICULT
HELMET IS OBLIGATORY

ONLY FOR EXPERTS
PLEASE NOTE:
PATH CLIMBS STEEPLY
AN ALPINE GUIDE OR A CLIMBING ROPE IS NECESSARY

AS SOME PARTS OF THE WAY ARE EXPOSED WITHOUT METAL CABLES

PATH PLANNED BY: GILBERTO SALVATORE G.S. FIAMME GIALLE PREDAZZO

Во, щит! ONLY FOR EXPERTS!!! Почему же сверху нет такого щита и никакого другого предупреждения!? Можно, конечно, предположить, что трасса работает только в одном направлении, т.к. на скале встречным скалолазам было бы трудно разминуться. Но в этом случае сверху должен стоять знак, запрещающий спуск в принципе. И тогда, и сейчас у меня нет никаких оснований считать, что спуск здесь как-то ограничен. А во время своей первой вылазки я сам видел группу, которая спускалась мне навстречу по аналогичной via ferrata.

Самый интригующий вопрос, спустился бы сам или нет, не окажись с собой телефона? После осмотра трассы снизу ответ "скорее да", чем "нет", но вероятность "нет" достаточна велика. Все зависело бы от погоды следующего дня. По факту день оказался достаточно теплый, и спуск, скорее всего, завершился бы успешно. На снимке с прорисованной трассой видно, что бОльшая часть пути была пройдена, оставался небольшой, хотя и довольно сложный участок. В случае морозной погоды была бы высокая вероятность срыва и получения травмы, что могло сделать дальнейшее движение вообще невозможным.

Даже рядом с цивилизацией поиск человека в горах – вещь крайне трудная и затратная. Во многих случаях для решения этой задачи необходимо использовать вертолеты. В этой связи будет полезно сказать пару слов о том, покрывает ли подобные ситуации наша стандартная страховка выезжающих зарубеж. Полагаю, что возможны некоторые отличия в условиях разных страховых компаний, но вряд ли они будут кардинально различаться. Например, по условиям моей страховки страховая компания оплачивает медицинские услуги и сопутствующие расходы, а также возврат останков домой. Но страховка не покрывает происшествия, связанные с "активным отдыхом", под которым понимается практически любая двигательная активность. В это понятие входит, например, самодеятельный туризм, лыжи, сноуборд, коньки, аттракционы и даже аквапарк! Таким образом, стоит серьезно задуматься о приобретении специальных страховок при любом заграничном путешествии. Ниже привожу ссылку на хороший материал о страховках, и вообще, о системе альпийских спасательных служб:

http://www.kombrig.net/alps_mountainrescue.htm

В Альпах значительная часть спасательных операций проводится силами добровольных спасателей-волонтеров. Такие спасательные службы частично финансируются спонсорами и муниципалитетами, но в ряде случаев счет выставляется самому пострадавшему, особенно, если он сознательно шел на риск или игнорировал предупреждения спасателей. В моем случае пострадавший не искал приключений, он планировал побывать не вершине и вечером того же дня отправиться в другой район Альп. Из-за отсутствия достоверной информации реальный спуск оказался в разы сложнее того, что он мог предположить. Так или иначе, финансовых санкций не последовало, я рассказал спасателям свою историю, и мы согласились, что предупреждающий знак наверху нужно поставить. В любом случае я намерен сделать спонсорский взнос, тем более что мои спасатели оказались именно такой волонтерской организацией. Огромная благодарность и глубочайшее уважение людям, которые ведут подобную деятельность:

http://www.aiut-alpin-dolomites.com

Также выражаю особую благодарность Себастьяну Бернардо, сотруднику итальянской полиции, который владеет несколькими языками, и который помог установить связь со спасателями.

На схеме обозначены точки:

1. Площадка "перед бездной".

2. Место ночевки.



Телефон дежурного координатора
Copyright © 2006-2015 ЭКСТРЕМУМ, Санкт-Петербург
Постоянный адрес этой страницы:
http://www.extremum.spb.ru/data1/extremum/ex.nsf/pages/viaferrata