Санкт-Петербургская Региональная общественная организация "Объединение добровольных спасателей ЭКСТРЕМУМ"
Главная \ Курс первоначальной подготовки спасателей по программе МЧС \ Программа первоначальной подготовки спасателей МЧС России

О нас
В прессе
Награды и отзывы
Направления деятельности
История
Структура
Документы
Контакты
Как стать членом?
Помочь нам
Форум
Новости
Обучение
Курсы спасателей
2. Программа курсов МЧС
2а. Список текущих групп
Онлайн тесты
Обучение ПСР
Спасотряд ЭКСТРЕМУМ
Состав спасотряда
Кинологическая служба
Программы деятельности
Поиск людей в лесу
Дежурство на мероприятиях
Спасение животных
Пожарная команда
Для членов спасотряда
Служеб. раздел
Волонтерам
Спасработы
ЦУКС
Мероприятия
Полезные материалы
Медицина
Спасение
Выживание
Снаряжение
Разное
Общественные программы
"СТРЕЛКИ"
В Контакте
English







Нам помогают:





    Частные лица:

Сравнительная таблица курсов подготовки спасателей различных учреждений.

Все приведенные программы соответствуют требованиям по аттестации на квалификацию Спасатель РФ


Курс подготовки спасателя 2.0
2017 (версия Экстремум)
Курс подготовки спасателя 2008 (версия Экстремум)
Стандартная программа подготовки спасателя 1999 год
Стандартная программа подготовки спасателя 2012 год
(новый стандарт 2011 года)
Первая помощь, медицина
64
64
64
60
Пожарная подготовка
20
22
30
30
Высотная подготовка
20
20
Психология
20
20
20
20
Тактико-специальная подготовка, связь, ДТП, ЧС, навигация
24
17
24
Топография
4
4
Специальная(техническая) подготовка
4
2
6
Радиационная, химическая и биологическая защита
1
1
2
Комплексные ситуационные тренинги
15
Поисково-спасательные работы в природной среде (Экстремум)
8
8
-
ИТОГО часов:
* (часы - академические 45 мин)
180
158
146
есть несколько версий суммарно
от 72 до 120 часов


Ключевые моменты, отличающие наши курсы от многих других:

1. Заказчиком является наша общественная организация, мы дорожим своим именем и контролируем качество проведения занятий.
2. Занятия проводят высококвалифицированные преподаватели, специально для нашего курса. Именно по этому мы ограничиваем количество проводимых курсов в год, что бы сохранить высокое качество.
3. Занятия организуются и проводятся на базе СПб. Центра подготовки спасателей (ПСК) специально для нас.
4. Программа адаптирована с учетом актуальности знаний и возможности их применения в реальной жизни. Нам важно подготовить спасателей, а не сотрудников МЧС, в связи с этим мы больше времени уделяем реальным темам и меньше формальным или малоприменимым.
5. Мы, как организация заинтересованы в подготовке своих потенциальных членов. По этому мы отлично представляем какие знания и как могут применятся нашими будущими спасателями.
6. Для тех,кто успешно заканчивает базовые курсы и решает дальше развиваться в этом направлении у Экстремума действует целая серия программ, повышения квалификации по разным направлениям (медицина/первая помощь, высотка, спасение на воде, ПСР в природной среде и т.п.)

Hide details for Знания и умения, которые должны приобрести выпускники курсов (версии Экстремум 2.0 2016)Знания и умения, которые должны приобрести выпускники курсов (версии Экстремум 2.0 2016)
1. Первая помощь:
Законодательство, регулирующее оказание первой помощи;
Анатомия. Жизненные показатели. Практические занятия: измерение жизненных показателей. Тактика оказания первой помощи. Угрожающие факторы и их устранение.
Сбор информации, осмотр, общая последовательность осмотра. Практические занятия: измерение жизненных показателей, осмотр; СЛР.Катастрофические кровотечения и их устранение. Практические занятия: СЛР. Первичный осмотр, устранение непосредственных угроз жизни пострадавшего. Общая оценка состояния пострадавшего.
Практические занятия: первичный осмотр. Повязки. Практика: повязки. Вторичный осмотр и опрос пострадавшего. Документирование оказания первой помощи.
Практика: первичный и вторичный осмотр. Решения, принимаемые исходя из результатов осмотра. Отдельные состояния и работа с ними: шок, ожоги термические, ожоги химические, СДС, отравления, обморожения, переохлаждение; Практика: повязки. Отдельные состояния и работа с ними: перегрев, ранения, переломы, растяжения, ЗЧМТ, ОЧМТ, укусы змей и насекомых. Иммобилизация.Практика: иммобилизация. Отдельные состояния и работа с ними: передозировка наркотиков, алкогольное опьянение, электротравмы. Заболевания и их обострения: сердечная недостаточность, инфаркт миокарда, гипертония, инсульт, микроинсульт, судороги и пост судорожное состояние;
Практика: СЛР; Заболевания и их обострения: ХОБЛ, астма, аллергия, анафилактический шок, диабет; Критическое мышление; Практика: первичный и вторичный осмотр.
Сортировка, принципы и организация сортировки. Транспортировка пострадавших, способы и организация. Практика: иммобилизация и транспортировка;
+ применение навыков первой помощи в моделированных ситуациях, сочетание технических приемов и первой помощи

2. Психология:
Психологическая составляющая работы спасателя. Стресс. Стрессоустойчивость. Мотивация спасателя. Саморегуляция.
Базовые правила работы с пострадавшим. Работа с «трудными» категориями пострадавших. Психологические аспекты работы при образовании скопления людей в условиях ЧС.

3. Высотная подготовка
Узлы, виды, веревок, ТБ безопасности при работе со снаряжением Практика: Верхняя, нижняя, страховка
организация точек крепления на техногенных объектах, обеспечение безопасности снаряжения (использование протекторов), движение в связке (по перилам) Движение в связке, по перилам. Полиспасты. Практика: отработка полиспастов, подъем пострадавшего из колодца.
Изготовление носилок. Транспортировка пострадавшего. Практика: транспортировка пострадавшего. Теория: Лазание по деревьям.
Наведение переправы, переправа пострадавшего

4. Топография, навигация, связь
Теория: Системы координат, рельеф, условные знаки, чтение карты, азимут, задачи.
Радиосвязь, теория: Законодательство, регулирующее радиосвязь. Теория радиосвязи. Частоты, виды доступных радиостанций, дальность распространения сигнала. Правила радиообмена.
Навигация, теория: Виды GPS/ГЛОНАСС навигаторов, подготовка и настройка навигатора. Основные функции навигаторов. Использование компаса. Практика по навигации и связи.


5. Спецподготовка, ПСР
Законодательство, регулирующее деятельность спасателей. Статус спасателя, права и обязанности спасателя. Управление поисково-спасательными работами, структура управления, взаимодействие различных служб в ходе АСР и ПСР. Участие в тушении пожаров, взаимодействие с пожарными. "Индивидуальная подготовка спасателя. Индивидуальное снаряжение. Физическая и профессиональная подготовка.
Аварийно-спасательное оборудование." Радиационно-химическая и биологическая защита. АСР. Помощь СМП. Вскрытие дверей. Спасение животных. ДТП. Используемое снаряжение. Роли спасателей в расчете. Введение в технику и тактику работы на ДТП. ЧС с большим количеством пострадавших. Организация работ. Поисково-спасательные работы в природной среде. Снаряжение для ПСР. Особенности Ленинградской области с точки зрения ПСР. Основы тактики ПСР. Техники поиска. Особые ситуации при ПСР.

6. Противопожарная подготовка
Общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии. Пожарная тактика и ее задачи. Разведка пожара, Действия спасателя при спасении людей. Тушение пожара. Действия спасателя при тушении пожара. Общие сведения о пожарных машинах общего назначения. Пожарное оборудование, вывозимое на пожарных автомобилях. Первичные средства пожаротушения. Изолирующие противогазы и дыхательные аппараты. Работа в изолирующих противогазах и дыхательных аппаратах на сжатом воздухе в газодымокамере. Меры безопасности.
Спасение людей на пожарах и самоспасение. Отработка приемов и способов спасения людей на пожаре. Вязка одинарной и двойной спасательной петли без надевания и с надеванием ее на пострадавшего. Спасение пострадавшего с этажей учебной башни. Спасение и эвакуация людей, получивших травмы.


Внимание: для наших курсов смотрите колонку в таблицах - "обучение в образовательном учреждении"
Hide details for Базовая программа первоначальной подготовки спасателей МЧС России Москва 1999Базовая программа первоначальной подготовки спасателей МЧС России Москва 1999
Программа разработана на основании утвержденной Межведомственной аттестационной комиссией Программы первоначальной подготовки спасателей Российской Федерации и определяет первоначальную подготовку спасателей МЧС России.
В ней излагаются; организация первоначальной подготовки спасателей; расчет часов по предметам обучения; задачи обучения; методические указания по предметам обучения; тематический расчет часов; наименование тем и содержание занятий; количество часов на их изучение; руководства (литература).
Программа разработана Департаментом подготовки войск гражданской обороны и других формирований МЧС России совместно с другими структурными подразделениями МЧС России.
Программа первоначальной противопожарной подготовки аварийно-спасательных формирований Российской Федерации, изд. 1992 г., Базовая программа психологической подготовки спасателей на территории Российской Федерации, изд. 1992 г., Программа подготовки спасателей Российской Федерации по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях, изд. 1992 г. утрачивают свое действие и уничтожаются установленным порядком.
Организация первоначальной подготовки спасателей
Первоначальная подготовка спасателей МЧС России осуществляется в соответствии с директивами, указаниями и приказами МЧС России и настоящей Программой.
Первоначальная подготовка спасателей проводится в два этапа:
обучение в составе поисково-спасательного формирования ПСФ1;
обучение в образовательном учреждении.
Обучение в составе ПСФ граждан, впервые принятых в поисково-спасательное формирование на должность спасателя, проводится по месту предстоящей работы, начиная со дня назначения кандидата на должность.
Планирование первоначальной подготовки осуществляется начальником ПСФ с учетом испытательного срока, установленного для лиц, принятых на работу в ПСФ. Обучение начинается с инструктажа по правилам охраны труда в соответствии c нормативными документами.
Содержание обучения определяется тематическими расчетами часов Программы первоначальной подготовки спасателей и расписанием занятий, утверждаемым и (реализуемым начальником ПСФ.
В период первоначального обучения запрещается включать обучаемого в состав дежурной смены и привлекать для участия в проведении поисково-спасательных работ (ПСР), при которых может возникнуть угроза его жизни и здоровью в связи с профессиональной неподготовленностью.
Подготовка спасателей на этапе обучения в составе ПСФ проводится под руководством непосредственного начальника. Для их обучения могут привлекаться инструктора, а также спасатели не ниже 2 класса. Занятия проводятся три-четыре дня в неделю по шесть часов, В дни занятий отводится по два часа для самостоятельной работы.
Занятия по физической подготовке организуются и проводятся начальником ПСФ по два-три часа в неделю в соответствии с рекомендациями, изложенными в главе 2.5 "Учебника спасателя ".
Особое внимание при обучении обращается на безопасность эксплуатации и обслуживания гидравлического и электрифицированного аварийно-спасательного инструмента, электроустановок, компрессоров, работу в средствах, защиты органов дыхания и кожи, а также на применение других технологий и специального снаряжения. К обслуживанию гидравлических электроустановок обучаемый допускается после сдачи зачета.
Обучение_спасателей в образовательном учреждении организуется и проводится в учебно-методических центpax или иных учебных заведениях на договорной основе, определяемой органом по делам ГОЧС.
По окончании обучения в образовательном учреждении обучаемые сдают зачеты.
Оценки результатов подготовки в образовательном учреждении и в составе ПСФ, характеристика, данная начальником ПСФ, где обучаемый проходил испытательный срок (принят на работу), а также другие документы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1479 представляются в аттестационную комиссию. При положительном решении аттестационной комиссии и присвоении квалификации "спасатель" гражданин допускается к самостоятельному исполнению должностных обязанностей приказом соответствующего начальника.
С учетом особенностей регионов, дислокации ПСФ, возложенных задач предоставлено право:
начальникам региональных центров, органов управления по делам ГОЧС уточнять программу без изменения количества часов на предметы обучения ;
начальнику ПСФ уточнять время на занятия, изменять содержание отдельных занятий.
Органы управления ПСФ в пределах своей компетенции осуществляют организационное и методическое руководство подготовкой спасателей и контроль за ее проведением,
При планировании первоначальной подготовки спасателей в ПСФ разрабатывается План первоначальной подготовки, в котором содержится два раздела: обучение в образовательном учреждении и обучение в составе ПСФ.
Расчет часов по предметам обучения

начальнику ПСФ уточнять время на занятия, изменять содержание отдельных занятий.
Органы управления ПСФ в пределах своей компетенции осуществляют организационное и методическое руководство подготовкой спасателей и контроль за ее проведением,
При планировании первоначальной подготовки спасателей в ПСФ разрабатывается План первоначальной подготовки, в котором содержится два раздела: обучение в образовательном учреждении и обучение в составе ПСФ.


Расчет часов по предметам обучения

Медицинская подготовка
Задачи обучения:
знать содержание и объем первой медицинской помощи пострадавшим в различных чрезвычайных ситуациях, порядок выноса, транспортировки пострадавших из очагов поражения и их погрузки на транспорт, правила личной и общественной гигиены;
уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в различных чрезвычайных ситуациях, сформировать у обучаемых психологическую устойчивость к стрессовому воздействию факторов различных чрезвычайных ситуаций;
привить навыки, развить способности управления своим психологическим состоянием.
Методические указания
Занятия по медицинской подготовке проводятся специалистами медицинской службы в учебных классах и на учебных площадках, оснащенных наглядными пособиями, тренажерами, муляжами и т. п. с использованием кино- и видеоматериалов, диафильмов, слайдов, фотографий и других подобных материалов, а также табельных и подручных средств для оказания первой медицинской помощи.
До 40% занятий и тренировок по отработке практических приемов и способов оказания первой медицинской помощи могут проводиться в составе ПСФ под руководством штатного медицинского работника,
В начале каждого занятия руководитель объясняет и показывает последовательность выполнения приема по оказанию первой медицинской помощи с использованием табельных и подручных средств, а затем обрабатывает их с обучаемыми практически.
Для практической отработки приемов все обучаемые разбиваются на две подгруппы (отрабатывающих приемы и статистов) и поочередно их выполняют. На практическое выполнение приемов отводится не менее 70% учебного времени.
Навыки в проведении приемов сердечно-легочной реанимации и использовании шприц-тюбика отрабатываются на манекенах и тренажерах.
Занятия должны обеспечиваться учебным имуществом на менее чем на 50% обучаемых.
Полученные на занятиях по медицинской подготовке знания и практические навыки совершенствуются в ходе занятий по тактико-специальной подготовке.
По окончании обучения проводится зачет.



Тема 1. Медико-тактическая характеристика очагов аварий, катастроф и стихийных бедствий
Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Определение понятий; авария, катастрофа, стихийное бедствие, их классификация и характеристика. Поражающие факторы: механический, термический, химический, радиационный, биологический, психогенный. Их медико-тактические характеристики. Санитарные потери: их величина и структура.
Тема 2. Первая медицинская помощь. Юридические основы прав и обязанностей спасателей при ее оказании
Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Виды медицинской помощи. Задачи и объем первой медицинской помощи. Обязанности спасателя по оказанию первой медицинской помощи. Юридические основы прав и обязанностей спасателя при оказании первой медицинской помощи. Понятие о медицинской сортировке, эвакуации.
Тема 3. Основы анатомии и физиологии человека
Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Занятия 2-4. Практические – по 2 часа. Понятие об анатомии и физиологии человека. Понятие об органах, системах организма. Скелет и его функции. Кости головы, конечностей, таза, позвоночник, грудная клетка. суставы верхних и нижних конечностей. Мышечная система, сухожилия.
Органы кровообращения. Понятие о кровообращении, Количество крови в организме человека, ее свертываемость. Значение своевременной остановки кровотечения.
Органы кровообращения: сердце, сосуды, их строение. Работа сердца.
Главнейшие артерии верхних и нижних конечностей, сонная артерия. Определение мест прижатия важнейших артерий.
Тема 4. Средства оказания первой медицинской помощи
Занятие 1. Практическое – 2 часа. Назначение, устройство и правила пользования аптечкой индивидуальной, пакетом перевязочным медицинским индивидуальным (ППМИ), сумкой медицинской санитарной, пакетом противохимическим индивидуальным (ИПП), перевязочным материалом. ППМИ, его устройство, состав, правила вскрытия. Наложение окклюзионных повязок с его помощью. Аптечка индивидуальная, Состав, правила пользования. Использование содержимого аптечки индивидуальной: для обезболивания, при отравлении фосфороорганическими отравляющими веществами (ФОБ), для профилактики лучевых поражений, при первичной реакции ОЛБ, для профилактики инфекционных заболеваний. Виды перевязочного материала: марля, бинты, легкий, косынки, индивидуальный перевязочный материал, салфетки.
Тема 5. Первая медицинская помощь при ранениях
Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Общее понятие о закрытых и открытых, повреждениях. Понятие о ране, опасность ранения (кровотечение, загрязнение раны, повреждение жизненно важных органов). Проникающие ранения черепа, груди, живота. Симптомы, первая медицинская помощь. Понятие об асептике. Правила обращения со стерильным материалом. Понятие об антисептике. Первичная повязка.
Занятие 2. Практическое – 2 часа. Повязки на голову и шею, на глаза, лоб, ухо, волосистую часть головы, нижнюю челюсть, подбородок. Наложение повязок в по­рядке само- и взаимопомощи. Сетчато-трубчатые повязки.
Занятие 3. Практическое – 2 часа. Повязки на грудь, живот и промежность. Особенности оказания первой помощи и наложение окклюзионной повязки при проникающих ранениях, грудной клетки с открытым пневмотораксом и живота. Наложение повязок в порядке само- и взаимопомощи.
Занятие 4. Практическое – 2 часа. Повязки на верхние и нижние конечности. Повязка на верхние конечности: область плечевого сустава, плеча, локтевого сустава, кисти, пальцев.
Занятие 5. Практическое – 2 часа. Повязка на нижние конечности: паховую область, верхнюю часть бедра, тазобедренный сустав, среднюю часть бедра, коленный сустав, голень, голеностопный сустав, стопу.
Особенности наложения повязок зимой. Наложение повязок в порядке само- и взаимопомощи.
Тема 6. Первая медицинская помощь при кровотечениях
Занятие 1. Практическое – 2 часа. Кровотечение и его виды, способы временной остановки кровотечения: пальцевое прижатие артерии, наложение давящей повязки, закрутки жгута. Максимальное сгибание конечности. Правильность наложения жгута. Изготовление жгута из подручных средств. Первая помощь при кровотечении из внутренних органов.
Занятие 2. Практическое – 2 часа. Тренировка в наложении повязок, жгута, первой медицинской помощи при внутреннем кровотечении.
Тема 7. Первая медицинская помощь при травматическом шоке
Занятие 1. Практическое – 2 часа. Понятие о травматическом шоке, его признаки, причины, профилактика. Первая медицинская помощь при шоке.
Тема 8. Первая медицинская помощь при острых заболеваниях
Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Острая коронарная недостаточность. Стенокардия. Инфаркт миокарда, кардиогенный шок. Острая сосудистая недостаточность. Асфиксия (механическая). Почечная колика. Острые нарушения мозгового кровообращения. Коматозные состояния. Симптомы. Первая медицинская помощь.
Занятие 2. Практическое – 2 часа. Способы оказания первой медицинской помощи при острых заболеваниях.
Тема 9. Первая медицинская помощь при вывихах и переломах костей
Замятие 1. Теоретическое – 1 час. Причины, признаки и оказание первой медицинской помощи при ушибах, растяжениях вывихах. Ушибы мягких тканей в сочетании с переломами костей.
Занятие 2. Теоретическое – 1 час. Понятие о переломах. Виды и признаки переломов. Виды транспортных шин, подручные средства. Способы оказания первой медицинской помощи при переломах костей конечностей.
Занятия 3 и 4. Практические – по 2 часа. Способы оказания первой медицинской помощи при вывихах, переломах конечностей, ребер, костей черепа, позвоночника и таза. Способы транспортировки при различных переломах.
Тема 10. Основы сердечно-легочной реанимации
Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Понятие о реанимации. Терминальные со­стояния, определение признаков клинической и биологической смерти. Определение объема и последовательности реанимационных мероприятий.
Занятие 2. Практическое – 3 часа. Проведение искусственного дыхания методами «рот в рот», «рот в нос», с помощью воздуховода. Методы элементарной сердечно-легочной реанимации одним и двумя спасателями.
Тема 11. Первая медицинская помощь при синдроме длительного сдавливания
Занятие 1. Практическое – 2 часа. Понятие о синдроме длительного сдавливания. Вид компрессии (раздавливание, прямое сдавливание, позиционное сдавливание), локализация, сочетание повреждения мягких тканей, осложнения, степени тяжести, периоды компрессии, комбинации с другими поражениями, классификация компрессивного синдрома. Ишемия конечностей, классификация, некроз конечности. Клинические признаки ишемии. Прогноз. Определение комбинированных поражений конечностей. Особенности оказания первой медицинской помощи. Правила освобождения пострадавших из-под развалин. Профилактика осложнений.
Тема 12. Первая медицинская помощь при ожогах и отморожениях
Занятие 1. Практическое – 2 часа. Ожоги, их причины, признаки, виды и классификация. Отморожение, причины, признаки, виды и классификация. Профилактика ожогов и отморожений.
Первая медицинская помощь при ожогах. Ожоги от воздействия агрессивных сред, особенности оказания первой медицинской помощи при них. Первая медицинская помощь при отморожениях. Общее охлаждение, особенности оказания первой медицинской помощи при нем.
Тема 13. Первая медицинская помощь при несчастных случаях
Занятие 1. Практическое – 2 часа. Первая медицинская помощь при утоплении. Белая и синяя асфиксия. Первая помощь при поражении электрическим током и молнией. Профилактика теплового и солнечного ударов. Первая помощь. Тренировка спасателей в оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.
Тема 14. Первая медицинская помощь при поражениях отравляющими и аварийно химически опасными веществами (АХОВ)
Занятие 1. Практическое – 2 часа. Отравляющие и аварийно химические опасные вещества, их классификация по действию на организм человека. Признаки поражения. Средства защиты. Оказание первой медицинской помощи. Антидоты. Особенности оказания помощи при отравлении продуктами горения. Использование аптечки индивидуальной, антидотная терапия.
Тема 15. Первая медицинская помощь при радиационных поражениях
Занятие 1. Практическое – 2 часа. Лучевая болезнь, ее начальные признаки. Оказание первой медицинской помощи. Особенности оказания первой медицинской помощи пораженным на загрязненной местности. Использование аптечки индивидуальной. Профилактические мероприятия, способствующие увеличению сопротивляемости организма спасателя к воздействию проникающей радиации в очаге.
Тема 16. Первая медицинская помощь пострадавшим с острыми расстройствами психики
Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Занятие 2. Практическое – 2 часа. Признаки расстройства психики у пострадавших в очагах чрезвычайных ситуаций. Первая медицинская помощь, особенности ее оказания. Правила ухода и транспортировки.
Тема 17. Основы гигиенических знаний
Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Личная гигиена и ее значение в сохранении здоровья спасателя. Знание мероприятий по защите человека от радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств. Гигиена одежды, обуви, снаряжения. Меры защиты продуктов питания от порчи, загрязнения, заражения. Определение зараженности тары, продуктов,
Занятие 2. Практическое – 1 час. Требования, предъявляемые к качеству воды, потребность ее для организма. Индивидуальное обеззараживание воды во флягах с помощью таблеток. Размещение в полевых условиях, выбор места. Способы утепления, отопления, вентиляции и уборки помещений, в которых размещаются спасатели. Устройство и оборудование туалетов.
Тема 18. Основы эпидемиологии
Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Инфекционные заболевания, источники, причины, пути распространения. Возбудители инфекционных заболеваний. Пути заражения: контактный, пищевой, водный, капельно-пылевой, трансмиссивный. Понятие об особо опасных инфекциях, эпидемии. Особенности работы спасателя в очагах особо опасных инфекций.
Тема 19. Вынос и транспортировка пострадавших из очагов поражения
Занятие 1. Практическое – 2 часа. Размещение типового санитарного оборудования на транспортных средствах (в железнодорожных вагонах, теплоходах, самолетах, автобусах, автомашинах) для перевозки пострадавших. Погрузка и размещение пострадавших внутри транспортных средств. Носилки, их виды, лямки, их использование. Вынос пострадавших с использованием подручных средств, на руках, спине. Переноска пострадавших одним или двумя спасателями.

Руководства
1. Учебник санитарного инструктора. – М.: Воениздат, 1996.
2. Инструкция по неотложной помощи при острых заболеваниях, травмах и отравлениях, часть 1. – М., 1992.
3. Учебник спасателя. МЧС России. – М., 1997.
4. Петровский В.И. Первая медицинская помощь. Популярная энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
5. Потапов В.Ф. Обучение населения приемам оказания медицинской помощи. – М.: Медицина, 1983.
6. Руководство по медицинской службе ГО. – М., 1983.
Противопожарная подготовка
Задачи обучения:
знать общие обязанности спасателей при выполнении боевой задачи на пожаре; общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии; общие сведения об основных огнетушащих веществах; общие сведения о пожарно-техническом оборудовании; меры безопасности при спасении людей, эвакуации имущества и выполнении специальных работ на пожаре;
уметь правильно действовать при обнаружении пожара, применять средства пожаротушения, умело использовать ручной механизированный и немеханизированный инструмент, спасать людей с помощью лестниц, веревки и проводить самоспасение при ведении спасательных работ.
Методические указания
Занятия по пожарной тактике, первичным средствам пожаротушения проводятся в специально оборудованном классе, а по пожарным машинам – в парке. Обучаемые знакомятся с общими сведениями о процессах горения, пожаре и его развитии, с огнетушащими веществами, используемыми в первичных средствах пожаротушения, а также с пожарной техникой. Приемы и способы тушения пожаров, работа с пожарными лестницами, спасательными веревками, механизированным и электрифицированным инструментом изучаются на специально оборудованных учебных площадках, где обучаемым демонстрируются возможные причины возникновения пожаров, спо­собы ликвидации пожаров, показываются приемы спасения людей, а также приемы работы с механизированным и электрифицированным инструментом, спасательными веревками и пожарными лестницами.
При обучении используются учебные плакаты, схемы, макеты, видеофильмы, кинофильмы.
По окончании обучения проводится зачет.


I. Пожарно-тактическая подготовка
Tемa I. Общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии
Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии. Краткие сведения о характере горения наиболее распространенных горючих веществ: древесины, торфа, легковоспламеняющихся (ЛВЖ) и горючих жидкостей (ГЖ), газов, лаков и красок, бумаги, полимерных и волокнистых материалов, смол, горючих смесей паров, газов и пыля с воздухом.
Общее понятие о пожаре и краткая характеристика явлений, происходящих на пожаре. Способы прекращения горения.
Классификация основных огнетушащих средств, общие сведения о них: виды, краткая характеристика, области и условия применения.
Тема 2. Пожарная тактика и ее задачи. Разведка пожара, Действия спасателя при спасении людей
Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Роль и общие обязанности спасателей при выполнении основной боевой задачи на пожаре. Виды боевых действий. Характерные ошибки, допускаемые при ведении боевых действий.
Понятие о разведке пожара, ее цели и задачи. Действия спасателя при ведении разведки, отыскании людей в задымленных помещениях, спасении людей и эвакуации имущества на пожаре. Правила открывания дверей в горящие помещения, эвакуации людей и материальных ценностей. Определение путей эвакуации. Вскрытие конструкций для создания условий эвакуации.
Меры безопасности при ведении разведки пожара и спасении людей.
Тема 3. Тушение пожара. Действия спасателя при тушении пожара
Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Понятие о локализации и ликвидации, пожара. Характер боевых действий на каждом этапе.
Особенности боевых действий при недостатке сил и средств. Определение боевых участков на пожаре, способы подачи огнетушащих средств (водяных, ленных и порошковых стволов) и работа с ними. Способы подачи огнетушащих средств в очаг пожара на охлаждение (защиту) конструкции. Создание водяных завес для защиты личного состава от лучистой теплоты. Способы подачи пенных стволов (в подвалы, пустоты перекрытий и перегородок, на горящую поверхность ЛВЖ и ГЖ). Меры безопасности при работе со стволами.
Особенности работы в задымленных помещениях и меры безопасности. Меры безопасности при тушении пожара и разборке конструкций. Способы прокладки рукавных линий.
Занятие 2. Практическое – 2 часа. Приемы и способы вскрытия и разборки конструкций на пожаре.
Занятие 3. Теоретическое – 1 час. Виды лесных пожаров. Разведка лесного пожара. Тактика тушения лесных и торфяных пожаров. Меры безопасности.

II. Пожарная техника
Тема 4. Общие сведения о пожарных машинах общего назначения
Занятие 1. Групповое – 2 часа. Назначение и тактико-технические характеристики автоцистерн пожарных, рукавных автомобилей, автомобилей пенного и порошкового пожаротушения. Схемы боевого развертывания.
Назначение и тактико-технические характеристики пожарных мотопомп. Схемы боевого развертывания. Занятие на пожарной цистерне с показом основных агрегатов, узлов, оборудования. Их расположение и назначение.
Тема 5. Пожарное оборудование, вывозимое на пожарных автомобилях
Занятие 1. Групповое – 2 часа. Назначение пожарных рукавов, рукавного оборудования и стволов.
Ручной немеханизированный и механизированный инструмент. Гидроинструмент и пневмоинструмент.
Средства и способы защиты от высоких температур и теплового излучения: теплозащитные, теплоотражательные костюмы, их эксплуатация.
Техника безопасности при работе с пожарным и аварийно-спасательным оборудованием.
Занятие 2. Практическое – 2 часа. Приемы работы с механизированным и немеханизированным, электрифицированным и пневмоинструментом. Меры безопасности.
Тема 6. Первичные средства пожаротушения
Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Назначение, виды, область применения, состав огнетушащего вещества, маркировка огнетушителей, сроки перезарядки.
Занятие 2. Практическое – 1 час. Приведение огнетушителей в действие, меры безопасности.
Тема 7. Изолирующие противогазы и дыхательные аппараты
Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Назначение, тактико-техническая характеристика, устройство изолирующих противогазов и дыхательных аппаратов и приемы работы в задымленных помещениях.
Занятие 2. Практическое – 2 часа. Работа в изолирующих противогазах и дыхательных аппаратах на сжатом воздухе в газодымокамере. Меры безопасности.

Ш. Пожарно-строевая подготовка
Тема 8. Упражнения с пожарно-техническим оборудованием
Занятие 1. Практическое – 2 часа. Прокладка рукавных линий из скаток, с рукавной катушки. Уборка рукавных линий. Подъем рукавной линии на высоту с помощью спасательной веревки и по пожарной лестнице. Наращивание действующей рукавной линии. Работа с действующими стволами стоя, с колена, лежа, маневрирование стволами. Особенности работы с рукавами и стволами при подаче воды в зимнее время,
Занятие 2. Практическое – 2 часа. Упражнения с ручными пожарными лестницами (снятие, переноска, установка и укладка на автомобиль). Использование ручных пожарных лестниц как вспомогательного оборудования при спасении людей и выполнении .других работ при тушении. Меры безопасности. Команды. Сигналы управления.
Тема 9. Спасение людей на пожарах и самоспасение
Занятия 1 и 2. Практические – по 2 часа. Отработка приемов и способов спасения людей на пожаре. Вязка одинарной и двойной спасательной петли без надевания и с надеванием ее на пострадавшего. Спасение пострадавшего с этажей учебной башни. Спасение и эвакуация людей, получивших травмы. Самоспасение с этажей учебной башни с помощью спасательной веревки, лестниц. Меры безопасности. Команды, Сигналы управления.
Руководства
1. Учебник "Пожарно-профилактическая подготовка". – М.: Воениздат, 1984.
2. Учебник "Пожарно-техническая подготовка". – М., Воениздат, 1984.
3. Боевой устав пожарной охраны. – М., 1985.
4. Пожарная тактика. – М.: Стройиздат, 1976.

Психологическая подготовка
Задачи обучения:
знать психологические требования к профессии спасателя, свои индивидуально-психологические особенности, особенности психологического воздействия обстановки при чрезвычайных ситуациях, методы и приемы управления собственным состоянием;
уметь учитывать свои индивидуальные психологические особенности при ведении спасательных работ и корректировать их, психологические особенности поведения населения в чрезвычайных ситуациях;
применять на практике знания, умения и навыки в поддержании психологической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, контролировать свое психическое состояние и применять приемы управления им, развивать способности к быстрой внутренней мобилизации при действиях в условиях риска для жизни, поддержанию эффективного внутригруппового взаимодействия.

Методические указания
В рамках программы проводится тестирование, на основе которого делаются выводы об индивидуально-психологических особенностях спасателя.
Психологическая подготовка спасателей осуществляется в строгом соответствии с требованиями директивных и нормативных документов МЧС России, министерств и ведомств Российской Федерации по данному вопросу с учетом характерных для соответствующих регионов чрезвычайных ситуаций.
К проведению занятий привлекаются прошедшие подготовку на инструкторско-методических сборах и семинарах психологи, медицинские работники, преподаватели, командно-начальствующий состав ПСФ.
Для обеспечения эффективного проведения занятий по психологической подготовке спасателей в соответствующих учебных центрах (пунктах подготовки) создается современная учебно-материальная база, которая включает:
специальные классы (кабинеты), оснащенные современными техническими средствами обучения и контроля знаний, средствами индивидуальной защиты;
для тренировочных баз: кабинеты, оборудованные аппаратурой контроля психологического состояния обучаемых, специально оборудованные площадки, полосы, участки психологической подготовки, тренажеры, имитаторы аварийных ситуаций;
кино- и видеоаппаратуру, комплекты учебно-тематических планов, учебных пособий, методических материалов, кино- и видеофильмов, плакатов, слайдов, тестов для оценки качеств важных, для профессии спасателя.
Изучение предмета завершается зачетом.



Тема 1. Морально-психологические основы профессионального статуса спасателя в современном обществе
Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Спасение людей – смыслообразующая основа жизни спасателя, доминирующий мотив профессии. Профессиональное становление спасателя. Роль морального фактора, примеры самоотверженных действий спасателей при аварии на ЧАЭС, в других чрезвычайных ситуациях.
История спасательного дела в России, профессиональные традиции, их роль в формировании личностных качеств спасателей. Демонстрация документальных кинофильмов.
Возрастание социальной значимости профессии спасателя в связи с ростом в современных условиях числа аварий и катастроф техногенного и природного характера.
Проведение тестирования с целью выявления особенностей мотивации поведения обучаемых.
Тема 2. Профессионально-важные качества спасателя
Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Понятие о профессионально-важных качествах, их роль в обеспечении успешной деятельности спасателя.
Психологические особенности спасателя, требуемые для профессиональной деятельности:
личностные характеристики; эмоциональная устойчивость в экстремальных условиях, стиль взаимоотношений в отряде, готовность к риску, дисциплинированность, настойчивость и целеустремленность при ведении спасательных работ;
статистические и динамические характеристики психических процессов: зрительного и слухового восприятия, пространственного представления, пространственной ориентировки, внимания, памяти, мышления в экстремальных условиях функционирования;
способности к управлению собственным состоянием и работоспособностью, к мобилизации психических и физических резервов организма, к воздействию на других спасателей в критической обстановке, творческой организации деятельности в условиях неопределенности.
Занятие 2. Практическое – 2 часа. Проведение тестирования обучаемых с целью выявления степени развития необходимых профессионально-важных качеств, умений и навыков.
Беседа и обсуждение результатов тестирования в рамках индивидуальной психологической консультации. Ознакомление обучаемых с их индивидуальными особенностями, рекомендации по их коррекции и учету.
Тема 3. Психологические особенности поведения населения в чрезвычайных ситуациях
Занятие 1. Групповое – 2 часа. Психологическое воздействие обстановки при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера. Факторы, оказывающие травмирующее воздействие на психику человека: масштаб события, скорость его развития, опасность для жизни, потеря близких, утрата материальных ценностей, резкое изменение жизненного уклада, наличие массовых жертв, дефицит информации, потеря управления,
Демонстрация документальных кинофильмов, комментарии и беседа но результатам их просмотра.
Индивидуальные различия в характере реакций на чрезвычайную ситуацию: сохранение самообладания, способности к активной деятельности; кратковременные изменения психического состояния; патологические нарушения психической деятельности.
Практическое ознакомление с клинической картиной психогенных расстройств, возникающих в чрезвычайных ситуациях. Демонстрация учебных фильмов для подготовки врачей-психиатров (психотерапевтов).
Индивидуальные и коллективные формы панических реакций в чрезвычайных ситуациях. Условия их возникновения, методы предупреждения и пресечения паники при ведении спасательных работ. Поведение спасателя среди паникующей и социально напряженной толпы, в условиях боевых действий, терроризма, уголовной среде.
Массовое помешательство при галлюцинации. Приемы противодействия слухам. Разбор конкретных ситуаций из практики ведения спасательных работ.
Тема 4. Психологическая подготовка спасателя к действиям в чрезвычайных ситуациях
Занятие 1. Групповое – 2 часа. Методы психологической подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях, создание моделей чрезвычайных ситуаций, проведение тренировок в экстремальных погодных и климатических условиях, на учебно-тренировочных базах с применением комбинированного воздействия факторов огня, задымления, высоты, водных преград, химически опасных веществ; создание трудных ситуаций по спасению пострадавших (манекенов) из-под завалов при наличии загораний, тушение загораний на манекенах, преодоление водных преград в специальном снаряжении, тренировки по решению задач с применением видеокомпьютерных имитаторов ситуаций аварий на химически и радиационно опасных объектах, принятие решений в условиях неопределенности, дефицита времени, внезапного изменения обстановки; психологическая закалка, посещение морга, демонстрация учебных фильмов по подготовке врачей-травматологов.
Тема 5. Методы управления психическим состоянием спасателя при действиях в чрезвычайных ситуациях
Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Психологическая подготовленность, опыт действий в чрезвычайных ситуациях, индивидуальные особенности – факторы, определяющие психологическую устойчивость спасателя.
Изменение текущего состояния спасателя при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, неопределенности, лимита времени, длительных и интенсивных физических нагрузок, острых эмоциональных воздействий (работа с ранеными, погибшими). Субъективные и оперативные признаки состояний перевозбуждения, апатии, боевой готовности. Страх, его проявления.
Понятие о физических и психологических резервах организма, условиях их мобилизации. Управление состоянием спасателя и повышение эффективности спасательных работ, сохранение здоровья спасателя.
Занятие 2. Практическое – 2 часа. Методы управления состоянием. Аутогенная тренировка, техника ее проведения. Дыхательные и физические упражнения. Приемы психической саморегуляции. Способы вывода пострадавшего из обморочного состояния.
Приемы рациональной организации труда и отдыха при ведении работ.
Тема 6. Основы саморегуляции и психологической реабилитации
Занятие 1. Групповое – 2 часа. Стресс, напряжение, утомление, переутомление, нервный срыв, депрессия. Методики восстановления. Отдых. Лечение. Профилактические мероприятия: питание, аутогенная тренировка, активный отдых, функциональный покой, функциональная музыка. Основы восстановления работоспособности. Патологические и непатологические изменения в организме.
Занятие 2. Практическое – 2 часа. Формирование практических навыков аутогенной тренировки. Обучение упражнениям для проведения аутогенной тренировки, Освоение методик проведения тренировки. Освоение методик определения состояния человека. Формирование практических навыков по быстрому восстановлению, снятию усталости и боли.
Руководства
1. Социальная психология. – М.: Политиздат, 1975.
2. Приемы психической саморегуляции Практическое пособие. – М., ПАВС, 1992.
3. Волович В.Г. С природой один на один (адаптация и выживание в экстремальных условиях). – М., Воениздат, 1989.
4. Волович В.Г. На грани риска (Выживание в экстремальных условиях). – М.: Мысль, 1986.
5. Бахарев В.Д. Аутотренинг. – М.: Знание, 1992.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1980.
7. Айдаралиев А.А., Максимов А.Л. Адаптация человека к экстремальным условиям. – Л.: Наука, 1988.
Кино- и видеофильмы, рекомендуемые для просмотра в ходе психологической подготовки спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях:
«Против огненной стихии». ШГО СССР;
«Землетрясение в Ташкенте». ШГО СССР;
«В случае аварии на АЭС». ШГО СССР;
«Действия в зоне карантина». ШГО СССР;
«Между жизнью и смертью». НИИ общей реаниматологии;
«Пришедшие в час беды». ШГО СССР;
«Меры безопасности при проведении спасательных и других неотложных работ». ШГО СССР;
«Поисково-спасательные работы в горах». ГосНИИ ГА;
«Поисково-спасательные работы на воде». ГосНИИ ГА;
«Ураган».
Специальная (техническая) подготовка
Задачи обучения:
знать назначение, технические характеристики штатных технических средств и оборудования, применяемых при ведении ПСР, правила их хранения и сбережения;
уметь готовить штатные технические средства и оборудование к работе, правильно их эксплуатировать;
быть ознакомленными с приборами наблюдения, поиска пострадавших, разведки.
Методические указания
Изучение спасателями штатных технических средств, применяемых при ведении ПСР, проводится в оборудованных технических классах, на учебных площадках или на образцах.
Особое внимание уделяется изучению устройства, работы механизмов и агрегатов, применению их в различных ЧС.
На всех практических занятиях совершенствуются навыки в проведении осмотров, ежедневных технических обслуживании, а также соблюдении мер безопасности при работе с ними.
Формирование навыков в применении технических средств, инструмента и оборудования проводится на практических занятиях в учебных городках или учебных площадках, где обучаемые выполняют приемы и способы подготовки их к работе и работы с ними.


Тема 1. 'Технические средства и оборудование, применяемые при ведении поисково-спасательных работ
Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Назначение, основные технические характе­ристики штатных комплектов технических средств, аварийно-спасательных инструментов (механизированных, немеханизированных, электрических, пневматических гидравлических, специальных) и оборудования. Техника безопасности при. работе с различным инструментом.
Занятие 2. Практическое – 4 часа. Формирование первоначальных навыков в подготовке к работе и эксплуатации комплектов технических средств, инструментов, приспособлений, устройств, механизмов и оборудования, применяемых при ведении ПСР.
Занятие 3. Теоретическое – 2 часа. Назначение, технические характеристики механизмов: грузоподъемных, транспортных, блокировочных и других. Приспособления всех видов и модификаций.
Занятие 4. Теоретическое – 2 часа. Оборудование, применяемое при ведении ПСР а зависимости от их характера и масштаба, его проверка, подготовка к работе. Организация хранения и обслуживания. Ознакомление с приборами поиска и разведки.
Занятия 5-12. Практические – по 2 часа. Оборудование, применяемое при ведении ПСР. Подготовка, проверка, транспортировка, установка, подключение, наладка и обслуживание оборудования. Отработка практических навыков эксплуатации комплектов технических средств в различных условиях и режимах работы при выполнении групповых работ и приобретение навыков взаимодействия в расчетах. Отработка приемов работы с ручным механизированным инструментом с различными источниками энергии (гидравлическим, электрическим, пневматическим) и немеханизированным инструментом. Отработка навыков эксплуатации ручного механизированного и немеханизированного инструмента в различных рабочих позах, в стесненных условиях, в условиях высоты, с использованием средств индивидуальной защиты. Приобретение навыков безопасной работы.
Руководства
1. Бахтин А.К. Меры безопасности при ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий. – М.: Энергоатомиздат, 1979.
2. ГОСТ 12.4.107-82. ССБТ. Строительство. Канаты страховочные. Общие технические требования.
3. ГОСТ 12.3.033-84. ССБТ. Строительные машины. Общие требования безо­пасности при эксплуатации.
4. ГОСТ Р 22.9.01-95. Безопасность в ЧС. Аварийно-спасательный инструмент и оборудование. Общие технические требования.
5. Лошаков К.А. Техника безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин. – М.: Стройиздат, 1975.
6. Справочник спасателя. МЧС России – М., 1997,
7. Охрана труда спасателя. МЧС России. – М., 1998.

Радиационная, химическая, биологическая защита
Задачи обучения:
ознакомиться с основными аварийно химически опасными веществами (АХОВ), их свойствами, поражающими факторами и способами защиты от них;
научиться пользоваться средствами индивидуальной защиты, действовать в условиях заражения воздуха и местности.
Методические указания
Занятия по изучению АХОВ и способам защиты от них проводятся в специально оборудованном классе с демонстрацией кино-, видеофильмов, слайдов, плакатов, схем и другого учебного материала.
При обучении пользованию средствами индивидуальной защиты особое внимание обращается на правильность их надевания.


Тема 1. Аварийно химически опасные вещества
Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Перечень и общая характеристика АХОВ. Взрыво- и пожароопасность. Воздействие АХОВ на организм человека. Защита от АХОВ в чрезвычайных ситуациях. Способы и средства ликвидации последствий выбросов АХОВ в окружающую среду,
Тема 2. Средства индивидуальной защиты
Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Назначение и устройство фильтрующих промышленных противогазов и респираторов.
Подбор лицевой части. Сборка, проверка исправности, укладка противогаза и респиратора в сумку. Предохранение стекол очков от запотевания и замерзания. Правила пользования противогазом и респиратором. Надевание противогаза на пострадавшего.
Особенности пользования противогазом в условиях воздействия АХОВ при авариях на химически опасных объектах и радиоактивных веществ при работе в условиях радиоактивного загрязнения.
Занятие 2. Теоретическое – 1 час. Назначение, устройство и принцип действия изолирующего противогаза. Подготовка противогаза к использованию. Хранение и сбережение противогаза. Меры безопасности при работе с изолирующим противогазом.
Занятие 3. Практическое – 2 часа. Тренировка в пользовании изолирующим противогазом.
Занятие 4. Практическое – 2 часа. Назначение, состав средств индивидуальной защиты кожи. Подготовка специальной защитной одежды и правила пользования ею. Тренировка в пользовании защитной одеждой.

Тема 3. Действия спасателя на зараженной местности
Занятие 1. Практическое – 3 часа. Подготовка спасателя к действию на зараженной местности. Действия спасателя в зоне химического заражения. Действия после выхода из района заражения.
Руководства
1. Учебник спасателя. МЧС России, 1997.
2. Максимов М.Т. Защита от сильнодействующих ядовитых веществ. – М.: Энергоатомиздат, 1993.
3. Гражданская оборона. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1991.
4. Справочник спасателя, книга 7. ВНИИ ГОЧС. – М.,1995.
Подготовка по связи
Задачи обучения:
знать табельные средства связи и требования руководящих документов по обеспечению безопасности связи при повседневной деятельности и в чрезвычайных ситуациях;
уметь самостоятельно технически грамотно эксплуатировать табельные средства связи во всех режимах работы, обеспечивать устойчивую связь в различной обстановке, проводить техническое обслуживание средств связи;
ознакомиться со средствами радиосвязи, используемыми в войсках ГО и в органах управления по делам ГОЧС.

Методические указания
Основной формой обучения являются практические занятия на штатной технике связи, в ходе которых главное внимание уделяется вопросам подготовки к работе и эксплуатации средств связи в различных режимах.
Первоначальное обучение работе на средствах связи проводится в классе и на действующей (штатной) аппаратуре, затем на учебных полях в ходе комплексных занятий.
При проведении занятий широко используются стенды, плакаты и другие наглядные пособия. К работе на средствах связи обучаемые допускаются после изучения требований безопасности и дисциплины связи, получения твердых навыков в приеме и передаче радиотелефонограмм с соблюдением правил ведения переговоров.


Тема 1. Техника безопасности при эксплуатации средств связи
Занятие 1. Групповое – 1 час. Техника безопасности при развертывании, эксплуатации и техническом обслуживании штатных средств связи.
Тема 2. Основы управления и связи в ПСФ
Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Значение управления и связи при подготовке и ведении ПСР. Средства управления и связи: табельные, стационарные, мобильные, радиостанции, телефонные аппараты.
Понятие о линии и канале связи. Способы организации радиосвязи, преимущества и недостатки. Классификация радиоволн. Дисциплина связи и ее требования. Понятие о безопасности связи. Правила установления радиосвязи и ведения обмена в радиотелефонном режиме. Ознакомление со средствами связи, используемыми в войсках ГО и в органах управления по делам ГОЧС.

Тема 3. Устройство и эксплуатация техники связи
Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Общее устройство телефонного аппарата. Проверка работоспособности аппарата, включение аппарата в линию. Тактико-технические данные, общее устройство, состав комплекта коммутатора П-193М. Развертывание, подготовка к работе, проверка работоспособности и обслуживание коммутатора.
Занятие 2. Практическое – 2 часа. Тактико-технические данные и общее устройство радиостанции УКВ диапазона, условия применения. Подготовка к работе, радиостанции.

Тема 4. Сигналы и знаки управления
Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Изучение и практическое формирование навыков применения условных знаков, сигналов, приема и передачи информации сигнальными флажками, руками. Передача сигналов с помощью звуковой и световой сигнализации,
Занятие 2. Практическое – 2 часа. Тренировка в применении условных знаков, сигналов, приема и передачи информации сигнальными флажками, руками, с помощью звуковой и световой сигнализации.
Руководства
1. Учебник спасателя. МЧС России. – М.,1997.
2. Наставление по радиосвязи. Часть II.
3. Технические описания радиостанций, отдельных образцов техники связи.
4. Руководство по техническому обеспечению связи и АСУ.
5. Методические пособия по отдельным образцам техники связи.

Топография
Задачи обучения:
научиться ориентироваться на местности, производить простейшие измерения на ней, выдерживать заданное направление движения без карты и по карте при выполнении задач днем и ночью.

Методические указания
Практические занятия проводятся на местности. Чтение топографических карт и измерения расстояний по ним спасатели осваивают по топографическим картам масштаба 1:50000 и 1:100000.
Навыки, полученные на занятиях по топографии, совершенствуются на других занятиях в полевых условиях.




Тема 1. Ориентирование на местности
Занятие 1. Практическое – 2 часа. Ориентирование на местности без карты: по компасу, небесным светилам, местным предметам, природным признакам. Особенности ориентирования в условиях пересеченной местности, под землей, под водой, в воздухе.
Тема 2 Топографические карты, схемы местности и планы
Занятие 1. Практическое – 2 часа. Классификация топографических карт, схемы местности и планы. Условные знаки топографических карт. Определение по карте: расстояний, высот точек местности и превышений. Ориентирование по карте в населенных пунктах и на местности,

Руководства
1. Учебник. Военная топография. – М.: Воениздат, 1973.
2. Методика топографической подготовки.
3. Условные знаки топографических карт.
4. Комплект плакатов по топографии.
5. Соколов И.А. Топографическая карта и местность. – М.: Изд-во. ДОСААФ, 1974.
6. Мелихов Е.Н. Элементы топографии и ориентирования на местности. Спутник туриста. – М.: Физкультура и спорт, 1969.

Тактико-специальная подготовка
Задачи обучения:
знать обязанности, права и правовую ответственность спасателя, основные положения законодательства по вопросам организации ПСР, нормативные и правовые документы, регламентирующие деятельность ПСФ, обязанности спасателя при приведении формирования в готовность к выполнению задач, характеристику стихийных бедствий, аварий, катастроф, их последствия, требования безопасности при ведении ПСР, потенциально возможные ЧС в зоне ответственности, назначение, цели, задачи и возможности ПСФ;
уметь вести ПСР при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, выполнять страховку и самостраховку, оказывать пострадавшим первую медицинскую и психологическую помощь, владеть приемами выживания и поддержания жизнедеятельности, проводить разведку района ЧС, оценивать степень риска при выполнении различных работ, переносить большие физические и морально-психологические нагрузки, вести работы по спасению домашних и сельскохозяйственных животных, продовольствия, материальных ценностей;
ознакомиться с отечественным и зарубежным опытом ведения поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, с задачами МЧС России, применяемыми технологиями ПСР, направлениями их совершенствования, основами экологии.
Методические указания
Обучение проводится на оборудованных площадках учебного поля, на объектах экономики или на макете местности. Кроме этого, при возможности используется полевая учебно-материальная база соединений и воинских частей гражданской обороны.
На занятиях должна создаваться сложная обстановка, характеризующая ЧС, с использованием имитационных средств, которая позволяла бы вызывать у обучаемых физическое и умственное напряжение, проявление инициативы, эффективное использование штатных средств механизации работ.
Основными формами обучения спасателя являются теоретические, практиче­ские и тактико-строевые занятия.
Теоретические занятия (лекция, рассказ) имеют целью дать систематизированные основы знаний о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), структуре, задачах ПСФ, изучить основные положения законодательства по вопросам организации ПСР, нормативные и правовые документы, регламентирующие деятельность ПСФ, обязанности спасателя, требования безопасности при ведении ПСР.
Практические занятия проводятся с целью формирования практических навыков, углубления теоретических знаний по подготовке и применению аварийно-технических средств, инструментов, оборудования, приборов, оказанию пострадавшим первой медицинской помощи, отработке приемов и способов ведения ПСР в различных ЧС.
Тактико-строевые занятия являются первой ступенью тактической выучки спасателей и слаживания дежурных смен ПСФ. На тактико-строевых занятиях отрабатывается техника выполнения приемов и способов решения спасателями специальных задач по ликвидации последствий ЧС осуществляется первоначальное слаживание дежурных смен ПСФ Занятия проводится в тактической обстановке, характерной для ЧС.
На занятии руководитель показывает обучаемым на местности, макетах, образцах аварийных транспортных средств и т. д. приемы и способы действий, которые подлежат отработке, после чего проводит тренировки спасателей.
В ходе тренировок руководитель занятия переходит к выполнению следующего приема или способа действий только после того, как убедится, что предыдущий прием или способ действий обучаемыми понят правильно и выполняется четко и умело.
На этапе обучения в составе ПСФ перед проведением практических и тактико-строевых занятий руководителем проводится инструктаж обучаемых по мерам безопасности.
На практических занятиях (в обстановке повышенного риска) обязательно присутствие медицинского работника, а в распоряжении руководителя должно быть транспортное средство.
Контрольное занятие определяет и проводит старший начальник.
При обучении в образовательном учреждении данный предмет обучения заканчивается зачетом (4 часа), в который включаются вопросы: специальной подготовки, топографии, подготовки по связи, радиационной, химической и биологической защиты.


Тема 1. Организация спасательного дела в России
Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. МЧС России. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Силы РСЧС, возлагаемые задачи.
Поисково-спасательные формирования региона, субъекта РФ, города. Органи­зационная структура, решаемые задачи, кадровый состав.
Занятие 2. Теоретическое – 2 часа. Социально-правовые аспекты трудовой деятельности спасателей, нормативная правовая база трудовой деятельности спасателей, требования, предъявляемые к ним, профессиональный отбор, обязанности и права спасателей, специальности, необходимые для эффективной работы, условия труда спасателей, организация и проведение медицинских осмотров, аттестация спасателей, уровни профессионального роста.
Тема 2. Организация повседневной деятельности ПСФ
Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Документы, регламентирующие деятельность ПСФ. Устав поисково-спасательной службы. График работы. Профессиональная подготовка спасателей. Табель технического оснащения. Организация оповещения, связи и управления. Обязанности спасателя при дежурстве у телефона на дому. Сбор и выезд спасателя на ЧС,
Занятие 2. Практическое – 4 часа. Изучение документов, регламентирующих повседневную деятельность ПСФ. Освоение функциональных обязанностей спасателя при несении службы в составе дежурной смены, при приеме и сдаче дежурства, вызове на ЧС. Отработка сбора и выезда на ЧС. Ознакомление с табельным оснащением ПСФ.


Тема 3. Классификация аварий, катастроф, стихийных бедствий. Причины и последствия
Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Определение ЧС природного и техногенного характера. Причина возникновения чрезвычайной ситуации. Сущность процессов и явлений, лежащих в основе ЧС, особенности протекания. Охват территории, географические координаты. Условия спасения людей при ЧС природного и техногенного характера.
Занятие 2. Теоретическое – 2 часа. Виды аварий, катастроф, стихийных бедствий, характерных для региона, республики, края, области, города. Ознакомление со статистическими данными о чрезвычайных ситуациях за последние годы. Классификация ЧС. Необходимые силы и средства для их ликвидации, объем работ, который может выполнить ПСФ в полном составе и в составе дежурной смены.
Тема 4. Зона ответственности ПСФ
Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Общая характеристика зоны ответственности. Географическое положение. Климатические и метеорологические условия. Численность и занятость населения. Места массового отдыха. Туристические маршруты. Культурно-исторические объекты. Экологическая обстановка, природные и промышленные объекты.
Занятие 2. Теоретическое – 2 часа. Характеристика зон и объектов повышенной опасности. Зоны и объекты природной среды. Особенности зон и объектов природной среды в разные времена года, их влияние на возникновение ЧС. Опасные объекты экономики. Организация деятельности ПСФ в зоне ответственности.
Места дислокации других ПСФ. Организация взаимодействия. Возможные типичные и потенциальные чрезвычайные ситуации для региона. Развитость транспортных путей (автомобильные и железные дороги, водный транспорт, расположение аэродромов). Взаимодействие, со спасательными формированиями других министерств и ведомств. Проведение профилактических мероприятий с целью понижения уровня потенциальной опасности ЧС в регионе за последнее время. Вклад спасателей в ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
Занятие 3. Теоретическое – 1 час. Изучение конкретных чрезвычайных ситуаций в зоне ответственности.
Ознакомление со статистическими данными о чрезвычайных ситуациях за последние годы. Причины. Последствия. Эффективность ведения ПСР, время прибытия на место ЧС с момента, ее возникновения, последовательность действий спасателей, допущенные ошибки. Анализ ситуаций.
Тема 5. Требования безопасности
Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Требования безопасности при ведении ПСР. Правила поведения спасателей в зоне ЧС. Контроль за окружающей обстановкой. Статистика травматизма в ПСФ. Причины травматизма: личностные, технические, организационные. Типичные травмы спасателей. Профилактика травматизма. Травмоопасные и вредные факторы трудовой деятельности спасателей. Безопасные условия труда. Осознание степени риска. Профессиональные заболевания спасателей. Нормативные основы охраны труда спасателей. Инструкции. Стандарты.

Тема 6. Действия спасателя при приведении дежурной смены, ПСФ в готовность к выполнению задач
Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Обязанности спасателя при получении сигнала о возникновении ЧС. Порядок получения информации, ее уяснение. Подготовка к ведению ПСР инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, экипировки спасателя.
Занятие 2. Практическое – 4 часа. Приведение личного состава дежурной смены, ПСФ в готовность к выполнения) задачи. Оценка ситуации. Оповещение, сбор. Определение количества и номенклатуры оборудования, необходимого для ведения ПСР, подготовка транспортных средств, средств малой механизации, приборов контроля, средств защиты, жизнеобеспечения, продуктов питания, медикаментов. Погрузка в транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт).
Тема 7. Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях
Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Основы выживания. Оптимальные и экстремальные условия жизнеобитания человека. Порог выживаемости человека (условия, время, возможность возвращения к жизни). Физиологические аспекты выживаемости человека. Возможные последствия для организма человека, пребывающего в экстремальных условиях.
Экстремальные условия и их влияние на человека (жара, холод, ветер, пыль, стесненные условия, высота, повышенные уровни освещенности и шума, вибрации, дыма, перепады давления и т. д.).
Выживание в природной среде. Организация жилья, укрытия, питания, охраны. Определение места нахождения. Защита от животных и насекомых. Перемещение в природной среде.
Занятие 2. Теоретическое – 2 часа. Выживание а техногенной среде: при транс­портных авариях, при химическом и радиационном заражении, при перемещении в разрушенных зданиях и сооружениях в условиях возможного возникновения взрывов, пожаров, вредных выбросов и т. д.
Выживание в условиях эпидемии, в нетрадиционных ситуациях,
Занятие 3. Практическое – 6 часов. Формирование практических навыков выбора места расположения лагеря и организация жизнедеятельности. Особенности организации временного лагеря в разное время года. Установка (изготовление) временного жилья с учетом особенностей местности, климата, предстоящей работы. Организация питания, связи, отдыха, охраны, санитарно-гигиенических условий. Отработка навыков разведения костров, получения и поддержания oгня. Очистка питьевой воды, Правила хранения продовольствия. Развертывание временного медицинского пункта. Размещение и приведение в готовность средств жизнеобеспечения, защиты, обеззара­живания, связи, оказания первой помощи.
Тема 8. Действия спасателя при ведении поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях
Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Особенности действий спасателя при веде­нии ПСР в особых условиях: в районе социальной напряженности; в районе боевых действий; в условиях химического, радиационного и биологического заражения, радиоактивного загрязнения, разрушений, пожаров и задымления, в условиях дорожно-транспортного происшествия в горной местности, при работе на воде.
Занятие 2. Теоретическое – 2 часа. Определение мест возможного нахождения пострадавших. Организация и проведение поиска пострадавших. Визуальный осмотр. Свидетельства очевидцев. Способы извлечения пострадавших. Определение их со­стояния. Транспортировка пострадавших в безопасное место.
Занятие 3. Практическое – 2 часа. Действия дежурной смены при получении сигнала о возникновении чрезвычайной ситуации. Оповещение, сбор. Подготовка к ведению ПСР. Оценка обстановки по прибытии к месту (объекту) работ. Получение задачи на ведение работ. Определение наличия и уровня поражающих факторов, маршрута выхода личного состава и техники к месту работ.
Занятие 4. Практическое – 4 часа. Формирование практических навыков поиска пострадавших (в завалах, снегу, воде, лесу, дымовой завесе и т. д.). Ознакомление со способами поиска пострадавших с помощью приборов и расчетами кинологов.
Занятие 5. Тактико-строевое – 4 часа. Отработка приемов транспортировки по­страдавших и самоспасения. Закрепление спасательной веревки. Вязка одинарной и двойной спасательной петли, вязка узлов. Самоспасение по спасательной веревке и пожарной (штурмовой) лестнице. Подъем и спуск по пожарной (штурмовой) лестнице. Меры безопасности.
Транспортировка пострадавших с помощью спасательной веревки, по лестнице, на руках, на спине, на плечах, с помощью лямки на груди, с помощью лямки на спине.
Занятия 6 и 7. Тактико-строевые – по 4 часа. Получение задачи на спасение пострадавших с верхних этажей здания. Подготовка к ее выполнению. Выдвижение к месту работ. Определение мест нахождения пострадавших, отработка способов снятия пострадавших с верхних этажей здания. Определение их состояния, оказание первой медицинской помощи, отработка различных способов транспортировки пострадавших, погрузка их на транспорт, эвакуация в лечебные учреждения. Меры безопасности. Доклад о выполнении задачи.
Занятие 8. Тактико-строевое – 4 часа. Получение задачи на спасение пострадавших при снежном заносе. Подготовка к ее выполнению. Выдвижение к месту работы. Поиск пострадавших путем визуального осмотра местности, транспортных средств, где могут находиться люди. Взаимодействие с кинологическими расчетами, Определение состояния пострадавших, первая медицинская помощь при отморожении. Отработка различных способов транспортировки пострадавших. Эвакуация пострадавших. Меры безопасности. Доклад о выполнении задачи.
Занятие 9. Практическое – 2 часа. Технические средства, оборудование и снаряжение, применяемые при спасении людей, оказавшихся в воде.
Занятие 10. Тактико-строевое – 4 часа. Получение задачи на спасение людей, оказавшихся в воде. Подготовка к ее выполнению. Выдвижение к месту работ. Отработка различных способов спасения людей, оказавшихся в воде. Определение состояния пострадавших, оказание первой медицинской помощи. Эвакуация пострадавших, Меры безопасности при работе на воде.
Занятие 11. Тактико-строевое – 4 часа. Получение задачи на спасение людей, оказавшихся в условиях задымления и пожара. Подготовка к выполнению задачи. Поиск пострадавших в условиях задымления и пожаров. Определение мест вероятного нахождения пострадавших. Вывод (вынос) пострадавших из опасной зоны, оказание первой медицинской помощи. Транспортировка пострадавших различными способами. Меры безопасности при работе в условиях задымления и пожара.
Занятие 12. Групповое – 2 часа. Виды транспорта. Основные узлы, механизмы автомобилей, их характерные повреждения при ДТП. Оценка последствий аварий на транспортных средствах. Основные технологии ведения ПСР при ДТП.
Занятие 13. Практическое – 4 часа. Формирование навыков в работе с техническими средствами по деблокированию пострадавших из аварийных транспортных средств. Определение способа деблокирования. Спасение пострадавших. Оказание им первой медицинской помощи. Меры безопасности.
Занятие 14. Тактико-строевое – 4 часа. Формирование навыков в поиске пострадавших в разрушенных зданиях, в работе с техническими средствами по извлечению пострадавших из-под завалов, в оказании им первой медицинской помощи и транспортировке в лечебные учреждения. Меры безопасности при ведении ПСР.
Занятие 15. Практическое – 4 часа. Формирование навыков спасателей в передвижении в различных ЧС и преодолении ими препятствий. Передвижение по горизонтальным, наклонным, вертикальным, сферическим поверхностям. Преодоление препятствий (водные преграды, пересеченная местность, скальные участки, завалы, неустойчивые конструкции и т.д.).
Передвижение и преодоление препятствий с различными грузами в руках, на спине, на носилках. Особенности передвижения в ночное время. Отработка различных способов передвижения. Организация страховки и самостраховки.
Занятие 16. Практическое - 2 часа. Отработка приемов доставки пострадавшим в условиях различных чрезвычайных ситуаций воды, продуктов питания, медикаментов, одежды, воздуха, информации,
Занятие 17. Контрольное - 4 часа. Содержание занятия определяет и его проводит старший начальник.

Руководства
1. Охрана труда спасателя. МЧС России, 1998.
2. Учебник спасателя. МЧС России. 1997.
3. Справочник спасателя, книга 2. ВНИИ ГОЧС. М., 1995.
4. Федеральный закон РФ от 11.11.1994 г. «О защите насе­ления и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
5. Федеральный закон РФ от 14.07.1995 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
6. Постановление Правительства РФ от 5.11.1995 г. № 1113 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
7. Постановление Правительства РФ от 3.08.1996 г. № 924 «О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.1996 г. № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
9. Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 г. № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей»,
10. Методическое пособие по тактико-специальной подготовке спасательных подразделений Войск ГО Российской Федерации. Под общей редакцией генерал-полковника Кириллова Г.Н. – М., 1997.
11. Вахтин А.К. Меры безопасности при ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий. – М.: Энергоиздат, 1984.
12. Учебно-методическое пособие по выполнению приемов и способов спасения и самоспасения пострадавших (пораженных) в очагах поражения.
– М.: МВКУДИВ, 1997.


    Телефон дежурного координатора
    Copyright © 2006-2015 ЭКСТРЕМУМ, Санкт-Петербург
    Постоянный адрес этой страницы:
    http://www.extremum.spb.ru/data1/extremum/ex.nsf/pages/4