Экстремум

Объединение добровольных спасателей

Экстремум

объединение добровольных спасателей

Главная

>

>

>

Аварийно-спасательная подготовка пилотов.

Аварийно-спасательная подготовка пилотов.

2 июля 2014

(с)2014 Семенов Алексей
Публикуется с разрешения автора.

Аннотация.

Авиация общего назначения – чрезвычайно важный и перспективный вид транспорта в РФ, особенно когда речь заходит о труднодосягаемых, удаленных от центра Российской Федерации регионах, в которых слабо развита автодорожная и железнодорожная сеть. Данный вопрос понят и поднят на государственном уровне, поэтому, хотя сейчас АОН в России и находится в состоянии глубокого кризиса, авиация общего назначения имеет уверенную тенденцию к развитию.

Однако авиация как вид транспорта – это деятельность, связанная с эксплуатацией источников повышенной опасности. Рост количества аэродромов и аэродромных зданий и сооружений, увеличение числа полетов неизбежно приведет к увеличению числа аварий и катастроф.

Жизнь человека – величайшая ценность на земле. Сохранение жизни и здоровья в чрезвычайной ситуации – важнейшая задача. Одним из путей, направленных на ее успешное решение, является аварийно спасательная подготовка.

Данная работа рассматривает состояние авиации общего назначения в России и перспективы ее развития параллельно с состоянием чрезвычайных служб – аварийно-спасательных, поисково-спасательных, пожарно-спасательных, анализирует методики и уровень аварийно-спасательной подготовки экипажей воздушных судов.

Работе предлагает как методические материалы, так и готовый план программы аварийно-спасательной подготовки пилотов авиации общего назначения, направленный на более успешное решение основной задачи аварийно-спасательной подготовки – сохранение человеческой жизни и здоровья.

Часть методических материалов (психологическая подготовка, медицинская подготовка, пожарно-техническая и пожарно-тактическая подготовка) может быть также использована для подготовки наземного персонала аэродромов авиации общего назначения.

Работа выполнена на 123 листах; содержит 3 таблицы, 29 рисунков.

В ходе написания данной работы использовано 17 литературных источников; документы и материалы МЧС Росси и Росавиации.

Условные обозначения и сокращения.


"А" – "Air way open" – обеспечение проходимости дыхательных путей.

"В" – "Breathe for victim" – проведение искусственного дыхания.

"С" – "Circulation his blood" – восстановление кровообращения.

АОН – авиация общего назначения.

АП – авиационное происшествие.

АСК – аварийно-спасательная команда.

АСП – аварийно-спасательная подготовка.

АСС – аварийно-спасательная служба.

АСФ – аварийно-спасательное формирование.

АУЦ – авиационный учебный центр.

БАСО – бортовое аварийно-спасательное оборудование.

ВК – Воздушный Кодекс.

ВПП – взлетно-посадочная полоса.

ВС – воздушное судно.

ГЖ – горючая жидкость.

ГСМ – горюче-смазочные материалы.

ЕЭВС – единичный экземпляр воздушного судна.

ЛВЖ – легковоспламеняющаяся жидкость.

МЧС – Министерство по делам чрезвычайных ситуаций.

ПВП – правила визуальных полетов.

ПДП – первая доврачебная помощь.

ПСС – поисково-спасательная служба.

РЛЭ – Руководство по летной эксплуатации.

РПСБ – региональная поисково-спасательная база.

РПСО – региональный поисково-спасательный отряд.

РТП – руководитель тушения пожара.

РФ – Российская Федерация.

ФАП – Федеральные авиационные правила.


Оглавление.

Стр.
Условные обозначения и сокращения
3
Оглавление
5
Введение
6
1.Анализ безопасности полетов авиации общего назначения.
7
1.1.Анализ статистики авиационных происшествий
10
в авиации общего назначения.
1.2.Система авиационного поиска и спасания
21
в Российской Федерации.
2.Анализ существующих методик  аварийно-спасательной
26
подготовки пилотов авиации общего назначения.
3.Совершенствование аварийно-спасательной подготовки
33
пилотов авиации общего назначения.
3.1.Чрезвычайная ситуация – психологические основы
35
готовности к действиям; борьба со стрессом.
3.2.Оказание первой доврачебной помощи.
40
3.3.Аварийные ситуации на суше.
61
3.3.1.Пожар. Порядок действий при пожаре. Применение
61
первичных средств пожаротушения и систем
противопожарной защиты.
3.3.2.Выживание в автономных условиях.
80
3.4.Основы водной подготовки.
103
4.Разработка программы курса аварийно-спасательной
111
подготовки пилотов авиации общего назначения.
Выводы и рекомендации.
113
Список использованной литературы.
117
Приложение 1. Программа курса аварийно-спасательной
118
подготовки пилотов авиации общего назначения.


Введение.

Жизнь и здоровье – это стержневые, базовые ценности человека. Они являются общим условием или предпосылкой всех его состояний и действий.

В то же время жизнь и здоровье – вещи весьма хрупкие. Болезни, а особенно – травмы, легко могут стать причиной внезапного прекращения жизни.

Деятельность авиации – опасна. Не случайно действующее Законодательство РФ относит ее к "эксплуатации источников повышенной опасности", а страховые компании предлагают авиаторам страхование жизни и здоровья с повышающим коэффициентом "4" к базовой стоимости.

Столкновения воздушных судов (между собой, с препятствиями, с земной поверхностью), пожары и взрывы – вот только самое начало перечня возможных происшествий на авиационном транспорте. Каждое происшествие может стать причиной травмирования или гибели человека. Но в то же время авиация – исключительно важный вид транспорта для человека, который развивается и будет развиваться.

К сожалению, одновременно с развитием авиации прогнозируется и рост количества связанных с ней происшествий.

Сохранить жизнь и здоровье человека в аварийной ситуации на авиационном транспорте – основная задача аварийно-спасательной подготовки – системы   знаний,   навыков  и  умений,  необходимых  и  достаточных  членам  экипажей воздушных судов для выполнения их обязанностей  по  спасанию  людей  в   аварийной обстановке.

Вышесказанное всецело относится и к авиации общего назначения.

Авиация общего назначения – чрезвычайно важный и перспективный вид транспорта в РФ, особенно когда речь заходит о регионах, в которых слабо развита автодорожная и железнодорожная сеть. Данный вопрос понят и поднят на государственном уровне, поэтому, хотя сейчас АОН в России и находится в состоянии глубокого кризиса, авиация общего назначения имеет уверенную тенденцию к развитию. В работе будет исследовано текущее положение дел в авиации общего назначения, планы и перспективы ее развития.

В то же время в работе будет исследовано состояние безопасности полетов АОН. Следует изучить статистику авиационных происшествий с воздушными судами авиации общего назначения, выполнить анализ их причин. Одновременно необходимо рассмотреть положение дел в наземных чрезвычайных службах – поисково-спасательных, аварийно-спасательных, пожарно-спасательных.

До прибытия помощи во всех аварийных ситуациях именно на экипаж возлагается обязанность по выполнению первоочередных действий по спасению. Готовы ли экипажи воздушных судов авиации общего назначения к таковым действиям?

Для положительного ответа на данный вопрос следует проанализировать существующие методики и программы аварийно-спасательной подготовки, предложить материалы для их совершенствования.

1. Анализ безопасности полетов
авиации общего назначения.

Авиация общего назначения (АОН) – термин, появившийся в середине 80-х годов прошлого века, когда на волне "демократических" преобразований к слову "частник" вполне законно добавились понятия: частный пилот, пилот-любитель, юридические и физические лица – владельцы воздушных судов.

Во всем мире на авиацию общего назначения приходится приблизительно 40 миллионов часов налета в год. Примерно 30 миллионов часов – это полеты на обучение, частные и корпоративные перелеты, сельскохозяйственное применение, медицинские полеты и полеты на выполнение другие полезных задач. 70% мирового парка АОН сосредоточено на американском континенте и составляет более 300 тысяч ВС. Только в Соединенных Штатах Америки сектор АОН приносит 150 миллиардов долларов в национальную экономику, создает рабочие места для 1 265 000 человек.

Современное состояние авиации общего назначения в РФ можно охарактеризовать как состояние глубокого кризиса.

Общесистемный кризис гражданской авиации России привел к резкому сокращению количества грунтовых аэродромов, являющихся основным видом аэродромов базирования авиации общего назначения. За период с 1992 по 2007 год выбыло 826 аэродромов с грунтовым покрытием взлетно-посадочных полос.

Производственная база большинства аэродромов находится в состоянии, не позволяющем выполнять на должном уровне требования по безопасности полетов.

В последние годы основной объем финансирования из федерального бюджета направлялся на реконструкцию и развитие наиболее крупных аэродромов (аэропортов). При этом капитальные вложения в аэродромы (аэропорты) регионального и местного значения практически не осуществлялись. Постоянный дефицит финансирования привел к критическому износу инфраструктуры аэродромов и, в целом, неудовлетворительному состоянию основных фондов. Нормативный срок службы аэродромных объектов до реконструкции составляет не более 30 лет. Поскольку большая часть аэродромов РФ была построена до 1990 года, то износ основных фондов достиг 80 – 90%.

На сегодняшний день абсолютное большинство воздушных судов АОН – самолеты прошлого поколения авиатехники. Эти летательные аппараты не соответствуют современным требованиям и международным стандартам: они неэкономичны по расходу топлива, трудоемки в техническом обслуживании, имеют малые летные ресурсы и ненадежную материальную часть. Стареющий парк воздушных судов не способствует обеспечению безопасных, экономичных, комфортных и конкурентоспособных перевозок. Предложение новых типов воздушных судов для авиации общего назначения более чем ограничено: выпуск новых сертифицированных воздушных судов для авиации общего назначения составляет единичные экземпляры. Высокая себестоимость летного часа, использование для региональных перевозок морально и физически устаревших самолетов способствовали стагнации региональных авиаперевозок. Пассажирооборот самолетов пассажировместимостью 15 – 19 мест в настоящее время в 40 раз меньше, чем в 1990 году, а самолетов пассажировместимостью 8 – 12 мест – почти в 60 раз меньше.

Данная проблема наконец-то понята и поднята на государственном уровне. В ноябре 2012 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ "О комиссии при президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения". Задачами комиссии является разработка основных направлений совершенствования нормативно-правового регулирования в области авиации общего назначения, обеспечение эффективности и прозрачности деятельности организаций с государственным участием, разработка мер по модернизации предприятий, работающих в области гражданской авиации, развитию аэродромной сети, совершенствованию системы подготовки и переподготовки пилотов. Помимо этого комиссия должна обеспечить согласованность действий органов власти федерального и местного уровня в данной сфере, рассматривать предложения о структурных преобразованиях в области авиации общего назначения, определять основные направления и перспективы развития, а также осуществлять анализ эффективности расходования государственных средств.

Развитие авиации общего назначения имеют огромное значение для экономики страны и для ее транспортной системы, поскольку не занятая в коммерческих перевозках авиация является существенным звеном всей транспортной системы, особенно когда речь заходит о труднодосягаемых, удаленных от центра Российской Федерации регионах. В России имеется достаточно разветвленная сеть небольших посадочных площадок и аэродромов, которые остались после развала гражданской авиации местных воздушных сообщений. Обширные пространства территории России имеют густую сеть рек и озер. Все это может стать основой будущей инфраструктуры АОН.

Изменения цен на нефть и нефтепродукты, возможность или невозможность дальнейшего увеличения пропускной способности автомобильных и железных дорог, и даже риски, связанные с инцидентами и террористическими актами на регулярных авиалиниях, определяют спрос на авиатехнику АОН.

В настоящее время изменения в государственной внутренней и внешней политике России в отношении АОН приобретают положительную динамику. При поддержке государством авиационной отрасли АОН может стать локомотивом развития экономики и транспортной инфраструктуры в самых удаленных уголках России, что приведет к росту всей российской экономики, к росту качества жизни, к росту занятости населения, к росту их доходов, к росту спроса на авиатранспорт и авиатранспортные услуги.

Согласно оценке председателя комиссии при Президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения Юрия Трутнева в настоящее время в авиации общего назначения заняты около 2000 пилотов, в то время как потребность России – около 20 тысяч. Согласно доктрине, предложенной Институтом регионального развития РФ, необходимо кардинально увеличить интенсивность и доступность сплошных авиаперевозок – в шесть раз к 2030 году, чтобы дойти к 2020 году до 100 миллионов перевозимых в год пассажиров и до 300 миллионов в 2030 году. При этом предлагается  тотальное внедрение в быт авиации общего назначения – доступных по цене персональных авиатранспортных средств с ростом к 2025 году воздушного парка до 100 тысяч и более самолетов, которые произведены преимущественно внутри Российской Федерации.

Авиация общего назначения – чрезвычайно важный и перспективный вид транспорта в РФ, имеющий уверенную тенденцию к развитию!

Однако авиация, как вид транспорта – это деятельность, связанная с эксплуатацией источников повышенной опасности. Рост количества аэродромов и аэродромных зданий и сооружений, увеличение числа полетов приведет к увеличению числа аварий и катастроф. В перспективе можно бороться за их качественное сокращение (то есть за снижение отношения числа происшествий к количеству эксплуатируемых аэродромов или часам полетов), но количественно прогнозируется только рост. Эта печальная тенденция хорошо просматривается уже в настоящее время.

1.1. Анализ статистики авиационных происшествий
в авиации общего назначения.

В настоящее время в Государственном реестре гражданских воздушных судов в собственности юридических и физических лиц находятся около 2500 легких и сверхлегких воздушных судов; в частной собственности физических лиц находится 1815 воздушных судов.

С воздушными судами авиации общего назначения Российской Федерации за период 2012 года произошло 25 авиационных происшествий (17 катастроф, в которых погиб 31 человек, 8 аварий), 39 инцидентов, 2 чрезвычайных происшествия.

Помимо указанных авиационных событий, в течение 2012 года произошло еще 14 авиационных происшествий (4 катастрофы и 10 аварий) с воздушными судами неизвестного происхождения и истории и, соответственно, без государственной регистрации и без подтверждения их летной годности.

По сравнению с 2011 годом количество авиационных происшествий на самолетах АОН увеличилось на 20%, при этом возросла и тяжесть последствий авиационных происшествий – число катастроф возросло на 33%.

Для сравнения – за весь период с 2006 по 2012 годы в Российской Федерации с воздушными судами АОН произошло 99 авиационных происшествий, из которых 59 закончились катастрофами с гибелью 110 человек.

Сведения об авиационных происшествиях и погибших в них сведены в таблицы №№ 1 и 2.

Таблица 1

Статистика авиационных происшествий

Авиационные происшествия
2011 год
2012 год
1
2
3
Катастрофы
13
17
Аварии
8
8
Серьезные инциденты
5
6
Инциденты