Экстремум

Объединение добровольных спасателей

Экстремум

объединение добровольных спасателей

Главная

>

>

>

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ АВАРИЙНО - СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБАХ И СТАТУСЕ СПАСАТЕЛЕЙ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ АВАРИЙНО - СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБАХ И СТАТУСЕ СПАСАТЕЛЕЙ

5 января 2007

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя

 
 22 августа 1995 года
N 151-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
 
ОБ АВАРИЙНО - СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБАХ И СТАТУСЕ СПАСАТЕЛЕЙ
 
Принят
Государственной Думой
14 июля 1995 года
 
(в ред. Федеральных законов
от 05.08.2000 N 118-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ,
от 07.11.2000 N 135-ФЗ)
 
Настоящий Федеральный закон:
определяет общие организационно - правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности (далее - организации), общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации;
устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), и членов их семей.
 
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
Статья 1. Основные понятия
 
1. Аварийно - спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно - спасательные формирования.
2. Аварийно - спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно - спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно - спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
3. Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно - спасательных работ.
4. Аварийно - спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно - спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
5. Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно - спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
6. Статус спасателей - это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.
7. Аварийно - спасательные средства - это техническая, научно - техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно - спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно - спасательных работ.
 
Статья 2. Правовые основы создания и деятельности аварийно - спасательных служб и деятельности спасателей
 
Правовые основы создания и деятельности аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
 
Статья 3. Основные принципы деятельности аварийно - спасательных служб и спасателей
 
Основными принципами деятельности аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований и спасателей являются:
принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;
принцип единоначалия руководства аварийно - спасательными службами, аварийно - спасательными формированиями;
принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно - спасательных и неотложных работ;
принцип постоянной готовности аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.
 
Статья 4. Государственная поддержка аварийно - спасательных служб и спасателей
 
Государство оказывает всемерную поддержку аварийно - спасательным службам, аварийно - спасательным формированиям, являющимся силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, для чего:
устанавливает систему налоговых и иных льгот для аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований, а также для организаций, в инициативном порядке оказывающих финансовую и материально - техническую помощь аварийно - спасательным службам, аварийно - спасательным формированиям;
оказывает содействие организациям, общественным объединениям, органам местного самоуправления в подготовке и оснащении создаваемых ими аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований, а также содействие в подготовке граждан, изъявивших желание пройти обучение по программе подготовки спасателей;
предусматривает систему мер по правовой и социальной защите спасателей и членов их семей;
оказывает финансовую поддержку аварийно - спасательным службам, аварийно - спасательным формированиям исходя из интересов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
отдает предпочтение при размещении государственных заказов на производство аварийно - спасательных средств, при прочих равных условиях, предприятиям аварийно - спасательных служб.
 
Статья 5. Виды аварийно - спасательных работ
 
К аварийно - спасательным работам относятся поисково - спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно - спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико - санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.
 
Глава II. АВАРИЙНО - СПАСАТЕЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ
 
Статья 6. Задачи аварийно - спасательных служб
 
1. Основными задачами аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:
поддержание органов управления, сил и средств аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.
Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно - спасательные службы, аварийно - спасательные формирования могут возлагаться задачи по:
участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
участию в проведении экспертизы предполагаемых для реализации проектов и решений по обслуживаемым объектам и территориям, а также по процессам, которые могут повлиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на указанных объектах;
надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
участию в контроле за соблюдением технологических и инженерно - технических требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно - спасательных и неотложных работ;
выработке предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований;
участию в разработке и производстве аварийно - спасательных средств, а также другие задачи, не выходящие за рамки гуманитарных задач, возложенных на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Полный перечень задач, возлагаемых на конкретные аварийно - спасательные службы, аварийно - спасательные формирования, определяется по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с их полномочиями и закрепляется в положениях об аварийно - спасательных службах, аварийно - спасательных формированиях или в уставах указанных служб и формирований.
 
КонсультантПлюс: примечание.
Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 154 утверждено Положение о Службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России.
 
Приказом МЧС РФ от 28.01.2002 N 32 утверждено Положение о поисково - спасательной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
 
 
Статья 7. Создание аварийно - спасательных служб
 
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно - спасательные службы, аварийно - спасательные формирования могут создаваться:
на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно - спасательные службы, профессиональные аварийно - спасательные формирования;
на нештатной основе - нештатные аварийно - спасательные формирования;
на общественных началах - общественные аварийно - спасательные формирования.
2. Профессиональные аварийно - спасательные службы, профессиональные аварийно - спасательные формирования создаются:
в федеральных органах исполнительной власти - решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
3. Нештатные аварийно - спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
4. Общественные аварийно - спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
 
Статья 8. Состав аварийно - спасательных служб
 
Состав и структуру аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации.
В состав аварийно - спасательных служб входят органы управления указанных служб, аварийно - спасательные формирования и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно - спасательными службами задач. Кроме того, в состав аварийно - спасательных служб могут входить научно - исследовательские учреждения, образовательные учреждения по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак и организации по производству аварийно - спасательных средств.
 
Статья 9. Комплектование аварийно - спасательных служб
 
1. Комплектование аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований осуществляется на добровольной основе.
2. В профессиональные аварийно - спасательные службы, профессиональные аварийно - спасательные формирования на должности спасателей, в образовательные учреждения по подготовке спасателей для обучения принимаются граждане, имеющие среднее (полное) общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально - психологическим качествам.
3. К непосредственному исполнению обязанностей спасателей в профессиональных аварийно - спасательных службах, профессиональных аварийно - спасательных формированиях допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование, прошедшие обучение по программе подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно - спасательных работ.
 
По вопросу, касающемуся страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний спасателей, проходивших службу в военизированных горноспасательных частях, см. письмо ФСС РФ от 19.12.2001 N 02-18/07-9223.
 
4. При приеме граждан в профессиональные аварийно - спасательные службы, профессиональные аварийно - спасательные формирования на должности спасателей с ними заключается трудовой договор (контракт), в котором закрепляются особенности и режим работы спасателей; порядок и условия оплаты труда, социальные гарантии и льготы спасателям; обязательство неукоснительного выполнения спасателями возложенных на них обязанностей и распоряжений руководителей указанных аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований на дежурстве и при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Трудовой договор (контракт) со спасателем может быть расторгнут по инициативе администрации аварийно - спасательной службы, аварийно - спасательного формирования в случае однократного необоснованного отказа спасателя от участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
 
Статья 10. Регистрация аварийно - спасательных служб
 
1. Все аварийно - спасательные службы, аварийно - спасательные формирования подлежат обязательной регистрации.
2. Регистрацию аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований установленным порядком осуществляют федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы управления при органах местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии со своими полномочиями.
 
Статья 11. Деятельность аварийно - спасательных служб
 
1. Аварийно - спасательные службы, аварийно - спасательные формирования в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации, соответствующими положениями, уставами, правилами и другими нормативными правовыми актами.
2. В связи с особым характером деятельности профессиональных аварийно - спасательных служб, профессиональных аварийно - спасательных формирований руководство ими предполагает неукоснительное выполнение всеми работниками профессиональных аварийно - спасательных служб, профессиональных аварийно - спасательных формирований приказов и распоряжений, отдаваемых руководителями указанных служб и формирований. Данное требование распространяется на нештатные и общественные аварийно - спасательные формирования при участии указанных формирований в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Прекращение работ как средство разрешения коллективного трудового спора в профессиональных аварийно - спасательных службах, профессиональных аварийно - спасательных формированиях не допускается.
4. Профессиональные аварийно - спасательные службы, профессиональные аварийно - спасательные формирования могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе.
5. Готовность профессиональных аварийно - спасательных служб, профессиональных аварийно - спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органами государственного надзора, органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами управления при органах местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
 
Статья 12. Аттестация аварийно - спасательных служб
 
1. Все аварийно - спасательные службы, аварийно - спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
2. Аварийно - спасательные службы, аварийно - спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допу