Экстремум

Объединение добровольных спасателей

Экстремум

объединение добровольных спасателей

Главная

>

>

>

Специальное и страховочное снаряжение. (Устиновский Н.Н.))

Специальное и страховочное снаряжение. (Устиновский Н.Н.))

23 февраля 2008

Специальное и страховочное снаряжение. Страховка на этапах, связанных с высотой (Техника Туристского Многоборья (Устиновский Н.Н.))
Оригинал
http://www.westra.ru/articles/tech/ustinovsky/ustinovski_1.html
Турклуб «Вестра»



На соревнованиях применяется стандартное специальное и страховочное снаряжение, изготовленное в производственных условиях в соответствии с необходимыми технологиями. В техническом паспорте изделия должно быть представлено его предназначение, условия эксплуатации, прочностные и другие необходимые характеристики.

К страховочному снаряжению относятся: личные страховочные системы участников, карабины, страховочные восьмерки и их аналоги, механические зажимы типа жумар, кроль и др., блоки, страховочные и перильные веревки, скальные крючья и закладки, страховочные ледобуры, а другое снаряжение, применяемое в системе страховки.

К защитному снаряжению относится: каска, верхняя одежда, солнцезащитные очки, обувь и бахилы, страховочные и рабочие рукавицы. Форма одежды должна максимально защищать участников от неблагоприятных климатических, погодных и других условий.

Самодельное снаряжение и приспособления могут применяться только для вспомогательных целей, когда это не влияет на надежность страховки и безопасность участников, не портит другое снаряжение.

1.1 ВЕРЕВКА

1.1.1. Веревка для динамической страховки (страховочная веревка). Стандартная, предназначенная для динамической страховки в альпинизме и скалолазании капроновая веревка, диаметром сечения 10-12мм. Глухой рывок амортизации 80кГ груза, (гири) на веревке, при его срыве в пустоте, на максимальном возвышении над точкой закрепления веревки не должен превышать 1300кГ. Гарантированная прочность веревки должна быть не менее 2000кГ. Динамическая веревка не должна подвергаться большим длительным нагрузкам, в частности, на навесной переправе и т.п.

1.1.2. Перильная веревка. Применяется для навески опорных и страховочных перил, навесных переправ, для работы с тяжелыми объектами. Используется жесткий тип основных веревок круглого сечения, диаметром не менее 10мм, с гарантированной прочностью не менее 1000кГ по техническому паспорту. Перильная веревка должна иметь прочную, износостойкую защитную оплетку.

1.1.3. Вспомогательная веревка. Веревка для вспомогательных действий. Применяется для передачи конца основной веревки и для ее дистанционного снятия, для транспортировки рюкзаков и малых грузов общим весом не более 30кГ и др. Применяется капроновая веревка круглого сечения, диаметром не менее 8мм.

1.1.4. Репшнур. 6-8мм капроновая веревка круглого сечения с защитной оплеткой. Применяется для схватывающих узлов и для вспомогательных целей.

1.1.5. Не допускается веревка, имеющая изношенную оплетку, разрывы или так называемую грыжу (выпирание сердечника), веревка, имеющая обожженные или оплавленные участки на рабочей части, веревка, испачканная краской, битумом, смолой и др. материалами и др.

Не допускается нестандартная веревка с особо скользкой оплеткой (фторопласты, полиэтилен и др.), даже если по прочности она соответствует стандартной, крученая веревка без оплетки, и др.

1.1.5. Веревка, поврежденная на дистанции соревнования (частично или полностью перебита, перерезана, сорвана оплетка и т.п.), немедленно изымается у команды, и возвращается после окончания ее работы на дистанции.

Как исключение, можно пользоваться, как самостоятельными веревками, ее неповрежденными частями, или как составной веревкой, заблокированной в месте разрыва одним из узлов6 среднего, встречный, встречный восьмеркой, грейпвайн.

1.1.6. Свойства некоторых, применяемых на соревнованиях, веревок:

А) Веревка "Шнур рыболовный" пр-во ОАО "Тюменьсетеснасть". Прочность веревки разного диаметра сечения и узла ее соединения:



Диаметр веревки (мм.)Вес 1- метра веревки (г.)Разрыв возможен при нагрузке (кГ) более: Разрыв узла "проводник" при нагрузке (кГ) более:
1-й сорт2-й сорт1-й сорт2-й сорт
619,5(0,6340(20300(25240(20220(25
833,0(1,0690(40600(50490(40440(50
1057,0(1,7980(60880(70700(60630(70
1287,0(2,61670(1001500(1201200(1001065(120
16165,0(5,02900(1802650(2102100(1801880(210
Веревка сечением 10мм часто применяется как перильная и страховочная, для работы в полиспасте и др. Веревка сечением 8мм применяется, как вспомогательная. Веревка сечением 6-8мм (репшнур) применяется для вязки схватывающих узлов. Веревки сечением 12 и 16мм, если это не оговаривается условиями соревнования, применяется только в судейских системах оборудования этапов. При этом 16мм веревка может заменять двойную, 10-11мм веревку.

Б) Механические характеристики страховочной и перильной веревки:



N п/пВеревка:Диаметр(мм)Вес 1 м (гр.)Разрывное усилие (кгс)Удлинение (в %) при нагрузке 100кГ.
1Страховочная11(0,6752200(2008,7
2Перильная10,5652000(1004,5
3Рыболовная1057900-10005

Веревка альпинистская 11 мм. Фирма "ТЕКС-плюс".
Веревка перильная 10,5 мм, для МЧС. Фирма АО Мари НПО.
Веревка рыболовная 10мм, ОАО "Тюменьсетеснасть".

1.1.7. ВЕРЕВОЧНЫЕ УЗЛЫ.

По предназначению ВУ подразделяются на узлы: Для связывания веревок; Для пристегивания конца веревки к карабину; для закрепления веревки на опоре или на транспортируемом предмете, для привязывания веревки к участнику (на настоящий момент практически не применяются); специальные фиксирующие (схватывающие) узлы; узлы трения для спуска по веревке или спуска веревкой тяжелого груза.

На соревнованиях ВУ применяется ограниченный набор узлов, в строгом соответствии с областью их безопасного и оптимального применения. Особые требования к ВУ предъявляются в цепи страховки и в системах больших нагрузок.

Общие требования: Узел в рабочем положении должен соответствовать стандартной форме и быть затянут. В нем не должно быть неправильных перехлестов веревок "крестов". Длина свободных концов узла из одинарной веревки должны быть не менее 50 мм, из двойной веревки не менее 8мм. Свободные концы стационарно работающих узлов должны быть примотаны к веревке узла изолентой, скотчем или др. аналогичным материалом.

1.1.7.1. УЗЛЫ ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ ВЕРЕВОК ОДИНАКОВОГО СЕЧЕНИЯ.

Применяются:
1. ВСТРЕЧНЫЙ;
2. ВСТРЕЧНЫЙ ВОСЬМЕРКОЙ;
3. ГРЕЙПВАЙН;
4. ШКОТОВЫЙ НА ПРОВОДНИКЕ (с контрольным узлом);
5. БРАМШКОТОВЫЙ НА ПРОВОДНИКЕ (с контрольным узлом);
6. СОЕДИНЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ КАРАБИНОМ.


Рис. 2

1.1.7.2. УЗЛЫ ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ ВЕРЕВОК РАЗНОГО СЕЧЕНИЯ (веревка и репшнур; веревка и лента; одинарная и двойная веревка).

Применяются: ШКОТ НА ПРОВОДНИКЕ; БРАМШКОТ НА ПРОВОДНИКЕ; АКАДЕМИЧЕСКИЙ; АКАДЕМИЧЕСКИЙ НА ПРОВОДНИКЕ; СОЕДИНЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ КАРАБИНОМ. Проводник вяжется на более толстой веревке.


Рис. 3

1.1.7.3. УЗЛЫ ДЛЯ НАРАЩИВАНИЯ ВЕРЕВКИ НА СПАСРАБОТАХ (двойной, одинарной) при спуске пары "пострадавший + спасатель" (спасработы).

Применяется: ШКОТ НА ПРОВОДНИКЕ ПЕРВОЙ ВЕРЕВКИ; БРАМШКОТ НА ПРОВОДНИКЕ ПЕРВОЙ ВЕРЕВКИ (веревкой наращивания вяжется контрольный узел); СОЕДИНЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ КАРАБИНОМ (с муфтой).

1.1.7.4. ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ ЛЕНТ И РЕМНЕЙ применяются узлы: ВСТРЕЧНЫЙ, ВСТРЕЧНЫЙ ВОСЬМЕРКОЙ.

1.1.7.5. УЗЛЫ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ КОНЦА ВЕРЕВКИ с помощью вспомогательной веревки (репшнура). Применяются: ШКОТ или ШКОТ НА ПРОВОДНИКЕ передаваемой веревки, без контрольных узлов.

1.1.7.4. УЗЛЫ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ НАВЕСНОЙ ПЕРЕПРАВЫ:

А) На опорах круглого сечения (деревья, сваи, трубы, балки и др.), на исходном берегу применяется КАРАБИННАЯ УДАВКА (Рис.4 п-5). К проводнику карабина пристегивается веревка для дистанционного снятия переправы.

Б) На целевом берегу вяжется: СТРЕМЯ, ТРОЙНОЕ СТРЕМЯ, ДВОЙНОЙ И ТРОЙНОЙ ШТЫК, ДВОЙНАЯ КАРАБИННАЯ УДАВКА С ЗАЩЕМЛЕНИЕМ (рис.4)


Рис. 4

В.) На целевом берегу допускается разнесение узла на опорах (рис.5). Веревкой делается 2-3 охвата одного дерева, затем, на другом дереве или толстой ветке и вяжется конечный узел (стремя или штык).

Рис. 5

В) Карабинная удавка на судейском карабине. Вяжется на карабине исходного берега, для дистанционного снятия переправы. Проводник удавки вяжется из двойной веревки. Судейский карабин ориентируется к проводнику удавки острым углом, чтобы проводник не проскочил в карабине.

Г) Карабинный узел крепления переправы (Тройной УИАА): Вяжется на карабине пристегивания переправы к точке на целевом берегу (рис.6).


Рис. 6

Узел легко вяжется, не ползет и не затягивается и легко развязывается при снятии даже сильно натянутой переправы. Он вяжется одинарной и двойной веревкой. При сильных натяжениях (чтобы не клинилась муфта карабина) он вяжется на двух сложенных карабинах. Узел завершается контрольным узлом (простым, полугрейпвайном, но лучше стремечком). Он может быть завязан заранее на командном карабине, и пристегнут к судейской точке крепления переправы.

На навесной переправе запрещается:

1. Во избежание среза веревки переправы при ее большом натяжении на узлах крепления запрещается применение контрольных шайб из тонких металлических пластин и шайб с острыми краями.

2. На переправе с сильным натяжением, во избежание порчи веревки, не рекомендуется применение узла стремя на карабине.

1.1.7.6. УЗЛЫ КРЕПЛЕНИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ И НАКЛОННЫХ ПЕРИЛ применяются: ПРОВОДНИК, ПРОВОДНИК ВОСЬМЕРКОЙ, СТРЕМЯ, ДВОЙНОЙ ШТЫК, КАРАБИННАЯ УДАВКА, КАРАБИННАЯ СТЯЖКА.

А) Карабинная стяжка. Представляет карабинный полиспаст из конца перильной веревки. Вяжется в начале или конце перил. Предназначена для натяжения и придания необходимой жесткости перил.

Способ завязывания: После закрепления одного конца перил, в противоположном пункте перильной веревкой охватывается опора (дерево или карабин). Затем, в 1,5-2м от опоры, на перилах вяжется проводник и к нему пристегивается карабин. Перильная веревка, после охвата опоры, проходит через этот карабин и образует простейший полиспаст, который, усилием 1-2 участников, стягивается к опоре и фиксируется на ней одним из стандартных узлов крепления. Такой затянутый полиспаст заменяет узел крепления.

1.1.7.5. ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ПЕРИЛ применяется:

А) НА ПОДЪЕМЕ применяется ПРОВОДНИК или ПРОВОДНИК ВОСЬМЕРКОЙ с карабином. К судейской петле и к судейскому проводнику перила пристегиваются карабином. На дереве перила закрепляются КАРАБИННОЙ УДАВКОЙ или узлом БУЛИНЬ. Особое условие: При креплении узлом БУЛИНЬ обязательно вяжется контрольный узел. К петле булиня нельзя пристегиваться самостраховками, вешать на нее рюкзаки и тяжелые предметы, пристегивать другие перила.


Рис. 7

Б) НА СПУСКЕ - применяется КАРАБИННАЯ УДАВКА. Для дистанционного снятия веревки с опоры вспомогательной веревкой.

1.1.7.8. ДЛЯ ПРИСТЕГИВАНИЯ ВЕРЕВКИ К КАРАБИНУ

Применяются: ПРОВОДНИК, ПРОВОДНИК ВОСЬМЕРКОЙ, ДВОЙНОЙ ПРОВОДНИК, УЗЕЛ СРЕДНЕГО.

1.1.7.10. УЗЛЫ В СТРАХОВОЧНОЙ СИСТЕМЕ УЧАСТНИКА

А) УЗЛЫ КАРАБИНА САМОСТРАХОВКИ

Б.1. Проводник или проводник восьмеркой (рис.15; п.1). Вместо контрольного узла свободный конец проводника приматывается к веревке изолентой или скотчем. Для фиксации карабина в штатном положении его иногда приматывают к проводнику изолентой или скотчем.


Рис.15

Б.2. Проводник со стремечком (рис.15; п.2). Петлю проводника делают несколько большего размера и из нее вяжут стремечко, которое одевается на карабин и затягивается на коренной вершине карабина.

Б.3. Грейпвайн-удавка (рис.15; п.3). Для крепления карабина самостраховки применяется простой и надежный узел, который представляет, затягивающуюся на карабине петлю, фиксируемую половиной узла Грейпвайн.

Б) ДВОЙНОЙ БУЛИНЬ БЛОКИРОВКИ ЛСС. Применяется для блокировки ЛСС старого типа, состоящих из отдельных грудного пояса и беседки. При вязке одно кольцо узла охватывает беседочную петлю, другое петли грудного пояса. Из свободных концов узла делаются две самостраховки.

К верхнему кольцу узла пристегивается карабин динамической страховки. К нижнему - все средства подвески участника на перилах (восьмерка, каретка и др.).

Предостережение: Недостаточно затянутый ДБ, а так же ДБ из веревки со скользкой оплеткой, под нагрузкой может выворачиваться или ползти. При узком грудном поясе это приводит к сжатию груди (к удушению). При длительной работе булинь сильно затягивается, и его трудно развязать.

В) ОБВЯЗКА ГРУДНАЯ. Обвязывание груди участника концом или отрезком веревки для страховки на склонах не круче 50О. Вяжется при отсутствии ЛСС. Веревка охватывает грудь участника и завязывается спереди (на вдохе) узлом булинь. Холостой конец узла делается такой длины, чтобы охватить в виде лямок плечи участника и завязать на груди контрольным узлом (полуткацкий или полугрейпвайн), чтобы он упирался в булинь. Если О вяжется из отрезка веревки, из его основного конца делается самостраховка.

На соревнованиях ТМ, если это не оговорено особо, не применяется.

1.1.7.11. КОНТРОЛЬНЫЕ УЗЛЫ

Служат для подстраховки (контроля) основного узла (Рис. 16). Применяется: ПОЛУТКАЦКИЙ (обычный КУ) и ПОЛУГРЕЙПВАЙН. На узлах круглых опор (штыковые узлы) применяется КОНТРОЛЬНОЕ СТРЕМЕЧКО (стремя, завязанный на веревке перед узлом). Контрольный узел должен быть тщательно затянут.

Из контрольных узлов менее надежным является ПОЛУТКАЦКИЙ. Самым надежным является ПОЛУГРЕЙПВАЙН. На двойной веревке более удобен и надежен ШКОТОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ УЗЕЛ.


Рис. 16

ШКОТОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ УЗЕЛ (Рис. 16. п-4). Вяжется на двойной веревке узла крепления навесной переправы или (двойных перил, при наращивании двойной веревки на спасработах и т.п. Свободный конец узла проводится между веревок переправы, а затем делается шкотовый охват. При натяжении переправы веревка контрольного узла защемляется между веревок переправы. Этим обеспечивается надежность контрольного узла.

1.1.7.9. СХВАТЫВАЮЩИЕ УЗЛЫ

Специальные подвижные узлы, предназначенные для автоматической фиксации на веревке. В частности: Для натяжения веревки; Для верхней, фиксирующей страховки; Для самостраховки на вертикальной веревке и др.

Обычно СУ вяжутся из замкнутой петли капронового шнура 6-8мм. Применяются три типа петель: 1. Одинарная замкнутая петля, связанная узлом грейпвайн или встречным узлом (Рис.6 п.-4). На практике не исключается вязка СУ одним концом.


Рис. 6

2. Одинарная петля с общим двойным проводником (Рис.6 п-5).

3. Двойная петля с общим двойным проводником (Рис.6 п-6). Примечание: Симметричный схватывающий узел из такой петли на одинарной веревке проскальзывает. Для страховки (самостраховки) применять его нельзя.

Следует помнить, что страховка схватывающим узлом применяется только в крайнем случае, когда отсутствуют жумар, кроль и др. стандартное снаряжение.

Прочность петли из нового 6мм репшнура первого сорта составляет ок. 400кГ. По мере эксплуатации ее прочность быстро снижается. Ниже даны основные типы схватывающих узлов:

А) Полусхват - симметричный одно охватный СУ. (Рис. 6, п-1).

Узел хорошо держит на толстом 50мм канате, стволе дерева, но проскальзывает на одинарной и двойной 10-11мм веревке.

Б) Классический симметричный схватывающий узел (рис.6. п-2), и усиленный симметричный схватывающий узел (пункт-3). Узел вяжется из веревочной петли одинарного репшнура, сечением 6-8мм. Узел применяется для фиксации веревки и для страховки на вертикальных перилах, на склонах до 45-50О. На склонах круче 50О прочность одинарной петли становится недостаточной.

ССУ, выполненный из двойной петли 6мм репшнура (пункт-6) имеет большую начальную прочность 800-1000кГ, но проскальзывает на одинарной веревке. Он может применяться только на двойной веревке.

В) Австрийский схватывающий